ОБРАЩЕНИЕ АССОЦИАЦИИ ДАУН СИНДРОМ
К РОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

и
САЛАМАНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРИНЦИПАХ, ПОЛИТИКЕ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
и
РАМКИ ДЕЙСТВИЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

принятые
ВСЕМИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЛИЦ
С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ: ДОСТУП И КАЧЕСТВО
Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.

ОБРАЩЕНИЕ АССОЦИАЦИИ ДАУН СИНДРОМ
К РОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

В 1994 г. более трехсот представителей 92 правительств и 25 международных организаций на Всемирной Конференции в Саламанке "Образование для лиц с особыми потребностями: Доступность и Качество", проведенной Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), приняли Саламанкскую Декларацию "О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями" и программу "Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями", которые определили пути развития специального образования в XXI веке.
Декларация объявила, что для достижения целей Образования Для Всех необходимо изменений основных направлений политики и распространения "включающего" (инклюзивного) образования.

Саламанкская Декларация и "Рамки действий" провозглашают ПРИНЦИП ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: Обычные школы должны принимать всех детей независимо от их физического, интеллектуального, эмоционального, социального, лингвистического или другого состояния и создавать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на потребности детей.

Саламанкская Декларация и "Рамки действий" призывают общественность, используя их текст, добиваться от своих правительств улучшений в сфере образования для детей-инвалидов и проведения "включающей" (инклюзивной) образовательной политики.
Русский перевод текста был опубликован ЮНЕСКО в Париже в 1994 г.
ЮНЕСКО объявило, что текст декларации можно свободно цитировать и воспроизводить.
В соответствии с этим, а также в связи с тем, что эти документы недостаточно известны в России и количество экземпляров весьма ограничено, Ассоциация сканировала текст, любезно предоставленный Представительством ЮНЕСКО в России, и распространяет его.

Причины, по которым Ассоциация Даун Синдром считает важным обеспечить Саламанкской Декларации и "Рамкам действий" широкую известность в нашей стране.
Сейчас Россия находится в начале процесса массового включения детей с синдромом Дауна и другой интеллектуальной недостаточностью средней и тяжелой степени в образовательное пространство.
Конституция и законы Российской Федерации гарантируют получение образования всем детям:
В статье 43 Конституции Российской Федерации записано: "каждый имеет право на образование".
Законом РФ "Об образовании" установлено, что "право граждан на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав гражданина РФ". Обязательство государства обеспечивать образование для детей-инвалидов с интеллектуальной недостаточностью содержится также в законах "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Вместе с тем состоявшаяся в 1999 году коллегия Минобразования России констатировала в решении №311 от 09.03.99, что, несмотря на позитивные изменения последнего времени, большинство детей с интеллектуальной недостаточностью средней и "глубокой степени (в том числе с синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, тяжелыми множественными нарушениями) относились к числу необучаемых. Они не получают развития и находятся за пределами образовательного пространства в нарушение своих прав".
Решение коллегии Минобразования России направлено на практическое обеспечение включения этой категории детей в образовательное пространство через создание для них специальных условий.
Возможно, главный вопрос состоит сейчас в том, какими будут эти специальные условия, позволяющие десяткам тысяч детей, находившихся до сих пор вне образовательного пространства быть включенными в образование.

Необходимо определить: какой должна быть национальная и региональная политика в области образования, как наиболее эффективно использовать более чем ограниченные сегодня материальные и кадровые ресурсы, чтобы дать качественное образование тысячам "новых" для образования детей и как при этом улучшить образование обычных детей.
Решая эти вопросы необходимо учесть, что Консультация ЮНЕСКО (1988 г.) исследуя условия включения в образовательное пространство детей-инвалидов, пришла к следующему выводу:
"Учитывая величину спроса и ограниченность имеющихся ресурсов, потребности в области образования и подготовки лиц, страдающих умственными или физическими недостатками, не могут обеспечиваться специальными школами и центрами".
Ответы на эти важнейшие для реформирование российского специального образования вопросы дают Саламанкская Декларация и "Рамки действий".

Саламанкская Декларация и "Рамки действий" объявляют
"Обычные школы с такой "включающей" (инклюзивной) ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в местных обществах, построения "включающего" (инклюзивного) общества и обеспечения образования для всех..."
(Статья 2, Саламанкская Декларация)

"В рамках образовательной политики на всех уровнях, от национального до местного, необходимо предусмотреть, что любой ребенок с умственными и физическими недостатками должен посещать ближайшую школу, иными словами школу, которую он бы посещал, если бы не имел этих недостатков." (Статья 18, "Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями")

"Достижение цели предоставления хорошего образования детям с особыми образовательными потребностями является задачей не только министерств образования и школ. Для этого требуются сотрудничество со стороны семей, а также мобилизация местных общественных и добровольных организаций и поддержка широкой общественности." (Статья 58, "Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями")

В Саламанкской Декларации и "Рамках действий" призывают правительства:

В "Рамках действий" содержится общее описание новых подходов к системе образования, учитывающей специальные потребности, а также основные направления деятельности на национальном, региональном и международном уровнях. Среди основных направлений деятельности на национальном уровне можно назвать:

А. Политика и организация
В. Факторы, связанные со школой
С. Набор и подготовка педагогического персонала
D. Внешние службы поддержки
Е. Приоритетные области
F. Перспективы, связанные с местным обществом
G. Потребности в ресурсах

Ассоциация Даун Синдром призывает политиков, парламентариев, государственных служащих, российскую и зарубежную общественность, деловые круги к общенациональному и международному сотрудничеству для помощи десяткам тысяч российских детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. (Здесь и далее - интеллектуальная недостаточность от средней до глубокой степени)



©Все права на материалы, содержащиеся на этой странице, принадлежат Ассоциации Даун Синдром.
©Все оформление выполнено Данилой Мищенко.
Без разрешения Ассоциации использование любых материалов с этой страницы или копии оформления считается незаконным.