В 1994 г. более трехсот представителей 92 правительств и 25 международных
организаций на Всемирной Конференции в Саламанке "Образование
для лиц с особыми потребностями: Доступность и Качество", проведенной
Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки
и культуры (ЮНЕСКО), приняли Саламанкскую Декларацию "О принципах,
политике и практической деятельности в сфере образования лиц с
особыми потребностями" и программу "Рамки действий по образованию
лиц с особыми потребностями", которые определили пути развития
специального образования в XXI веке.
Декларация объявила, что для достижения целей Образования Для
Всех необходимо изменений основных направлений политики и распространения
"включающего" (инклюзивного) образования.
Саламанкская Декларация и "Рамки действий" провозглашают ПРИНЦИП
ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: Обычные школы должны принимать всех детей
независимо от их физического, интеллектуального, эмоционального,
социального, лингвистического или другого состояния и создавать
им условия на основе педагогических методов, ориентированных в
первую очередь на потребности детей.
Саламанкская Декларация и "Рамки действий" призывают общественность,
используя их текст, добиваться от своих правительств улучшений
в сфере образования для детей-инвалидов и проведения "включающей"
(инклюзивной) образовательной политики.
Русский перевод текста был опубликован ЮНЕСКО в Париже в 1994
г.
ЮНЕСКО объявило, что текст декларации можно свободно цитировать
и воспроизводить.
В соответствии с этим, а также в связи с тем, что эти документы
недостаточно известны в России и количество экземпляров весьма
ограничено, Ассоциация сканировала текст, любезно предоставленный
Представительством ЮНЕСКО в России, и распространяет его.
Причины, по которым Ассоциация Даун Синдром считает важным обеспечить
Саламанкской Декларации и "Рамкам действий" широкую известность
в нашей стране.
Сейчас Россия находится в начале процесса массового включения
детей с синдромом Дауна и другой интеллектуальной недостаточностью
средней и тяжелой степени в образовательное пространство.
Конституция и законы Российской Федерации гарантируют получение
образования всем детям:
В статье 43 Конституции Российской Федерации записано: "каждый
имеет право на образование".
Законом РФ "Об образовании" установлено, что "право граждан на
получение образования является одним из основных и неотъемлемых
конституционных прав гражданина РФ". Обязательство государства
обеспечивать образование для детей-инвалидов с интеллектуальной
недостаточностью содержится также в законах "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации", "Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации" и "О психиатрической помощи и
гарантиях прав граждан при ее оказании".
Вместе с тем состоявшаяся в 1999 году коллегия Минобразования
России констатировала в решении №311 от 09.03.99, что, несмотря
на позитивные изменения последнего времени, большинство детей
с интеллектуальной недостаточностью средней и "глубокой степени
(в том числе с синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, тяжелыми
множественными нарушениями) относились к числу необучаемых. Они
не получают развития и находятся за пределами образовательного
пространства в нарушение своих прав".
Решение коллегии Минобразования России направлено на практическое
обеспечение включения этой категории детей в образовательное пространство
через создание для них специальных условий.
Возможно, главный вопрос состоит сейчас в том, какими будут эти
специальные условия, позволяющие десяткам тысяч детей, находившихся
до сих пор вне образовательного пространства быть включенными
в образование.
Необходимо определить: какой должна быть национальная и региональная
политика в области образования, как наиболее эффективно использовать
более чем ограниченные сегодня материальные и кадровые ресурсы,
чтобы дать качественное образование тысячам "новых" для образования
детей и как при этом улучшить образование обычных детей.
Решая эти вопросы необходимо учесть, что Консультация ЮНЕСКО (1988
г.) исследуя условия включения в образовательное пространство
детей-инвалидов, пришла к следующему выводу:
"Учитывая величину спроса и ограниченность имеющихся ресурсов,
потребности в области образования и подготовки лиц, страдающих
умственными или физическими недостатками, не могут обеспечиваться
специальными школами и центрами".
Ответы на эти важнейшие для реформирование российского специального
образования вопросы дают Саламанкская Декларация и "Рамки действий".
Саламанкская Декларация и "Рамки действий" объявляют
"Обычные школы с такой "включающей" (инклюзивной) ориентацией
являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными
воззрениями, создания благоприятной атмосферы в местных обществах,
построения "включающего" (инклюзивного) общества и обеспечения
образования для всех..."
(Статья 2, Саламанкская Декларация)
"В рамках образовательной политики на всех уровнях, от национального
до местного, необходимо предусмотреть, что любой ребенок с умственными
и физическими недостатками должен посещать ближайшую школу, иными
словами школу, которую он бы посещал, если бы не имел этих недостатков."
(Статья 18, "Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями")
"Достижение цели предоставления хорошего образования детям с особыми
образовательными потребностями является задачей не только министерств
образования и школ. Для этого требуются сотрудничество со стороны
семей, а также мобилизация местных общественных и добровольных
организаций и поддержка широкой общественности." (Статья 58, "Рамки
действий по образованию лиц с особыми потребностями")
В Саламанкской Декларации и "Рамках действий" призывают правительства:
В "Рамках действий" содержится общее описание новых подходов к системе образования, учитывающей специальные потребности, а также основные направления деятельности на национальном, региональном и международном уровнях. Среди основных направлений деятельности на национальном уровне можно назвать:
А. Политика и организация
В. Факторы, связанные со школой
С. Набор и подготовка педагогического персонала
D. Внешние службы поддержки
Е. Приоритетные области
F. Перспективы, связанные с местным обществом
G. Потребности в ресурсах
Ассоциация Даун Синдром призывает политиков, парламентариев, государственных
служащих, российскую и зарубежную общественность, деловые круги
к общенациональному и международному сотрудничеству для помощи
десяткам тысяч российских детей с отклонениями в интеллектуальном
развитии. (Здесь и далее - интеллектуальная недостаточность от
средней до глубокой степени)