ПРЕДИСЛОВИЕ
БОЛЕЕ трехсот участников, представляющих 92 правителъства и 25
международных организаций, собрались в Саламанке, Испания, с 1
по 10 июня 1994 г. в целях содействия достижению целей образования
для всех и рассмотрения тех изменений, которые необходимо осуществить
в области основных направлений политики, требуемых для поощрения
подхода, заключающегося в инклюзивном образовании, а именно: обеспечения
того, чтобы школы могли быть открытыми для всех детей, особенно
детей с особыми образовательными потребностями. В работе Конференции,
организованной правительством Испании в сотрудничестве с ЮНЕСКО,
приняли участие высокопоставленные должностные лица, занимающиеся
вопросами образования, администраторы, руководители и специалисты,
а также представители Организации Объединенных Наций и специализированных
учреждений, других международных правительственных организаций,
неправительственных организаций и учреждений-доноров. Конференция
приняла Саламанкскую декларацию о принципах, политике и практической
деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и
Рамки действий. Эти документы базируются на принципе включения
путем признания необходимости действовать в направлении создания
"Школ для всех", - учреждений, которые объединяют всех, учитывают
различия, содействуют процессу обучения и соответствуют индивидуальным
потребностям. Эти Школы обеспечивают важный вклад в обеспечение
целей образования для всех и повышение эффективности школ с точки
зрения преподавания.
Трудно добиться успеха, если рассматривать изолированно образование
для лиц с особыми потребностями, поскольку этот вопрос в равной
степени актуален как в странах Севера, так и в странах Юга. Это
образование должно быть составной частью педагогической стратегии
и, несомненно, новой социальной и экономической политики. Для
этого необходимо провести кардинальную реформу общеобразовательных
учебных заведений.
Эти документы отражают выработанный всеми странами мира консенсус,
касающийся будущих направлений развития образования для лиц с
особыми потребностями. ЮНЕСКО гордится тем, что она приняла участие
в работе этой Конференции, и разделяет важные выводы, которые
были сделаны на ней. Всем заинтересованным лицам и организациям
теперь необходимо принять этот вызов и действовать таким образом,
чтобы образование для всех в действительности было ДЛЯ ВСЕХ, особенно
наиболее уязвимых и наиболее нуждающихся в нем. Будущее не предопределено,
однако оно зависит от наших ценностей, воззрений и действий. Успех
нашей будущей деятельности будет зависеть не только от того, что
мы делаем, но и от того, чего нам удастся достигнуть.
Я выражаю надежду, что все те, кто ознакомится с этим документом,
будут способствовать претворению в жизнь рекомендаций Саламанкской
конференции в своих соответствующих областях деятельности.
Федерико Майор
САЛАМАНКСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ:
О ПРИНЦИПАХ, ПОЛИТИКЕ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Вновь заявляя о праве на образование каждого человека, в том виде,
в котором оно зафиксировано во Всеобщей декларации прав человека
1948 г., и вновь подтверждая обязательство всемирного сообщества
на Всемирной конференции по образованию для всех 1990 года обеспечить
это право для всех несмотря на индивидуальные различия,
вновь напоминая о нескольких декларациях Организации Объединенных
Наций, в результате которых в 1993 году были приняты Стандартные
правила Организации Объединенных Наций обеспечения равных возможностей
для инвалидов, в которых к государствам обращается призыв обеспечить
положение, при котором образование инвалидов являлось бы неотъемлемой
частью системы образования,
отмечая с удовлетворением более активное участие правителъств,
групп сторонников, общинных и родительских групп, а также в особенности
организаций лиц с физическими и умственными недостатками, стремящихся
улучшить доступ к образованию для большинства по-прежнему неохваченных
лиц с особыми образовательными потребностями; и признавая в качестве
свидетельства такой приверженности активное участие высокопоставленных
представителей многочисленных правительств, специализированных
учреждений и межправительственных организаций в этой Всемирной
конференции,
1. Мы, делегаты Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями, представляющие 92 правительства и 25 международных организаций, собравшиеся здесь в Саламанке, Испания, с 7 по 10 июня 1994 года, настоящим подтверждаем нашу приверженность образованию для всех, признаем необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования и таким образом одобряем Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, которыми правительства и организации могут руководствоваться в духе их положений и рекомендаций
2.Мы считаем и торжественно заявляем о том, что:
3. Мы обращаемся ко всем правительствам и призываем их:
4. Мы призываем также международное сообщество, в частности:
5. И наконец, мы выражаем нашу глубокую признательность правительству
Испании и ЮНЕСКО за организацию Конференции и мы призываем их
приложить все усилия для того, чтобы обратить внимание всемирного
сообщества на эту Декларацию и сопровождающие ее Рамки действий,
в особенности на таких важных форумах, как Всемирная встреча на
высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995
г.) и Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995 г.).
Принята путем аккламации, в Саламанке, Испания,
10 июня 1994 г.
Ассоциация Даун Синдром призывает политиков, парламентариев, государственных
служащих, российскую и зарубежную общественность, деловые круги
к общенациональному и международному сотрудничеству для помощи
десяткам тысяч российских детей с отклонениями в интеллектуальном
развитии. (Здесь и далее - интеллектуальная недостаточность от
средней до глубокой степени)