Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
I. НОВЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
II. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
А. ПОЛИТИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ
В. ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ СО ШКОЛОЙ
С. НАБОР И ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА
D. ВНЕШНИЕ СЛУЖБЫ ПОДДЕРЖКИ
Е. ПРИОРИТЕТНЫЕ ОБЛАСТИ
F. ПЕРСПЕКТИВЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЩИНОЙ
G. ПОТРЕБНОСТИ В РЕСУРСАХ
III. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ
УРОВНЯХ
Введение
1. Настоящие Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями
были приняты на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми
потребностями, организованной правительством Испании в сотрудничестве
с ЮНЕСКО и проведенной в Саламанке с 7 по 10 июня 1994 г. Ее цель
заключается в том, чтобы служить основой для разработки политики
и ориентировать деятельность правительств, международных организаций,
национальных учреждений по оказанию помощи, неправительственных
организаций и других органов, направленную на выполнение Саламанкской
декларации о принципах, политике и практической деятельности в
сфере образования лиц с особыми потребностями. Рамки действий
главным образом опираются на национальный опыт участвующих стран,
а также резолюции, рекомендации и публикации системы Организации
Объединенных Наций и других межправительственных организаций,
в особенности Стандартные правила обеспечения равных возможностей
для инвалидов1. В них учтены предложения, руководящие принципы
и рекомендации пяти региональных семинаров, проведенных в ходе
подготовки к Всемирной конференции.
2. Право каждого ребенка на образование провозглашено во Всеобщей
декларации прав человека и было вновь решительно подтверждено
во Всемирной декларации об образовании для всех.
Каждый человек с каким-либо умственным или физическим недостатком
имеет право выразить свои пожелания в отношении своего образования
в той мере, в которой это может быть точно установлено. Родители
пользуются неотъемлемым правом на то, чтобы с ними консультировались
относительно форм образования, которые в лучшей степени удовлетворяли
бы потребностям, обстоятельствам или чаяниям их детей.
3. Руководящий принцип, на котором основываются эти Рамки, заключается
в том, что школы должны принимать всех детей, несмотря на их физические,
интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие
особенности. К ним относятся дети с умственными и физическими
недостатками и одаренные дети, беспризорные и работающие дети,
дети из отдаленных районов или относящиеся к кочевым народностям,
дети, относящиеся к языковым, этническим или культурным меньшинствам,
и дети из менее благоприятных или маргинализированных районов
или групп населения. В связи с этими особенностями школьные системы
сталкиваются с целым рядом различных проблем. Согласно настоящим
Рамкам, термин "специальные образовательные потребности" относится
ко всем таким детям и молодым людям, потребности которых зависят
от различных видов физической или умственной недостаточности или
трудностей, связанных с обучением. Многие дети сталкиваются с
трудностями в обучении и, таким образом, имеют специальные образовательные
потребности на некоторых этапах своего обучения в школе. Школам
необходимо изыскивать пути успешного обучения всех детей, включая
детей, у которых имеются серьезные физические или умственные отклонения
или недостатки. Начинает формироваться консенсус в отношении того,
что детей и молодых людей с особыми образовательными потребностями
следует учитывать в связи с разработкой мер в области образования,
принимаемых в отношении большинства детей. Именно в этой связи
возникла концепция инклюзивной школы. Проблема, с которой сталкивается
инклюзивная школа, заключается в разработке педагогических методов,
ориентированных на потребности детей, способных обеспечить успешное
обучение всех детей, включая детей с серьезными умственными и
физическими недостатками и отклонениями. Заслуга таких школ заключается
не только в том, что они могут обеспечить образование для всех
детей высокого качества; их создание является одним из решающих
шагов в содействии изменению дискриминационных воззрений, в создании
благоприятной атмосферы в общинах и в развитии инклюзивного общества.
Необходимо изменить социальную перспективу. В течение слишком
длительного периода времени проблемы людей с умственными и физическими
недостатками осложнялись ограниченными возможностями общества,
которое скорее концентрировало основное внимание на недостатках,
а не на потенциальных возможностях этой категории лиц.
4. Образование лиц с особыми потребностями включает в себя подтвердившие
свою действенность принципы здоровой педагогики, от применения
которых выигрывают все дети. Оно предполагает, что различия между
людьми являются нормальным явлением, что обучение следует соответствующим
образом адаптировать к потребностям детей, а не подгонять детей
к заранее устоявшимся предположениям относительно организации
и характера учебного процесса. Педагогика, нацеленная на удовлетворение
потребностей детей, выгодна для всех учащихся и, следовательно,
для всего общества в целом. Опыт показывает, что она в значительной
степени может сократить отсев и второгодничество, которые характерны
для многих систем образования, обеспечивая при этом более высокий
средний уровень учебной успеваемости. Педагогика, ориентированная
на потребности детей, может помочь избежать бесцельной траты ресурсов
и крушения надежд, что слишком часто является следствием низкого
качества обучения и шаблонности концептуального подхода к образованию.
Более того, школы, уделяющие основное внимание детям, являются
тренировочной площадкой для общества, ориентированного на удовлетворение
потребностей людей, в котором существует уважительное отношение
к различиям и достоинству всех людей.
Рамки действий включают в себя следующие разделы:
I. Новый подход к образованию лиц с особыми потребностями.
II. Руководящие принципы деятельности на национальном уровне
А. Политика и организация
В. Факторы, связанные со школой
С. Набор и подготовка педагогического персонала
D. Внешние службы поддержки
Е. Приоритетные области
F. Перспективы, связанные с общиной
G. Потребности в ресурсах
I. НОВЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
6. Тенденция в области социальной политики в ходе последних двух
десятилетий заключалась в том, чтобы поощрять интеграцию и участие
и бороться с отчуждением. Охват и участие играют решающее значение
для человеческого достоинства, а также для использования и осуществления
прав человека. В области образования это выражается в разработке
стратегий, которые преследуют своей целью обеспечить действительное
равенство возможностей. Опыт многих стран свидетельствует о том,
что интеграция детей и молодежи с особыми образовательными потребностями
происходит наилучшим образом в рамках инклюзивных школ, которые
принимают всех детей в рамках какой-либо общины. Именно в таких
условиях лица с особыми образовательными потребностями могут добиться
самых высоких результатов в плане образования и социальной интеграции.
Несмотря на то, что инклюзивные школы обеспечивают благоприятные
условия для достижения равных возможностей и полного участия,
для достижения ими успеха требуются совместные усилия не только
со стороны учителей и персонала школы, но и сверстников, родителей,
членов семей и добровольцев. Реформа социальных учреждений носит
не только технический характер; прежде всего она зависит от убежденности,
приверженности делу, а также доброй воли отдельных лиц, составляющих
общество.
7. Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все
дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является
возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие
между ними. Инклюзивные школы должны признавать и учитывать различные
потребности своих учащихся путем приведения в соответствие различных
видов и темпов обучения, а также обеспечения качественного образования
для всех путем разработки надлежащих учебных планов, принятия
организационных мер, разработки стратегии преподавания, использования
ресурсов и партнерских связей с их общинами. Необходимо на непрерывной
основе оказывать поддержку и предоставлять услуги для обеспечения
удовлетворения на постоянной основе особых потребностей, с которыми
сталкивается каждая школа.
8. В рамках инклюзивных школ дети с особыми образовательными потребностями
должны получать любую дополнительную помощь, которая может им
потребоваться для обеспечения их эффективного образования. Инклюзивные
школы являются самым эффективным средством, гарантирующим солидарность
между детьми с особыми потребностями и их сверстниками. Зачисление
детей в специальные школы или в специальные классы, или секции
в рамках какой-либо школы на постоянной основе должно быть исключением,
рекомендованным только в тех редких случаях, когда совершенно
очевидным является то, что обучение в обычных классах не способно
удовлетворить образовательные или социальные потребности какого-либо
ребенка или если это необходимо для благополучия данного ребенка
или других детей.
9. Положение с образованием лиц, имеющих особые потребности, значительно
варьируется в зависимости от стран. Например, существуют страны,
имеющие хорошо отлаженные системы специальных школ для лиц с конкретными
отклонениями. На базе таких специальных школ можно успешно развивать
инклюзивные школы. Персонал таких специальных учреждений обладает
опытом, необходимым для заблаговременного выявления и определения
детей с умственными или физическими недостатками. Специальные
школы могут использоваться также в качестве центров профессиональной
подготовки и координационных центров для персонала, работающего
в обычных школах. И наконец, специальные школы или подразделения
в рамках инклюзивных школ могут по-прежнему обеспечивать наиболее
надлежащий уровень образования для относительно незначительного
числа детей с различными видами умственных и физических недостатков,
которые не могут адекватно обучаться в обычных классах или школах.
Инвестиции в существующие специальные школы следует направлять
главным образом на развитие их новой и более широкой роли, заключающейся
в оказании профессиональной поддержки обычным школам в удовлетворении
особых образовательных потребностей. Важный вклад в деятельность
обычных школ, который персонал специальных школ мог бы внести,
заключается в разработке содержания учебных планов и методики
с учетом индивидуальных потребностей учащихся.
10. Странам, в которых имеется незначительное число специальных
школ или они вообще отсутствуют, в целом рекомендуется уделять
основное внимание развитию инклюзивных школ и специализированных
услуг, необходимых для того, чтобы позволить им обслуживать значительный
контингент детей и молодежи, в особенности обеспечению подготовки
преподавателей для их последующей работы с детьми с особыми образовательными
потребностями, и созданию надлежащим образом укомплектованных
и оборудованных координационных центров, которые могли бы оказывать
поддержку школам. Опыт, особенно опыт развивающихся стран, свидетельствует
о том, что высокие расходы, связанные со специальными школами,
означают на практике, что только незначительная часть учащихся,
как правило, городская элита, может воспользоваться их услугами.
Подавляющее большинство учащихся с особыми потребностями, особенно
в сельских районах, в результате этого не обеспечивается никакими
видами услуг. Фактически, во многих развивающихся странах, согласно
оценке, менее одного процента детей с особыми образовательными
потребностями охвачены образованием. Более того, опыт подсказывает,
что инклюзивные школы, обслуживающие всех детей какой-либо общины,
наиболее успешно решают проблему получения поддержки со стороны
общины и поиска оригинальных и новаторских способов использования
имеющихся ограниченных ресурсов.
11. Планирование в области образования, осуществляемое правительствами,
необходимо концентрировать на образовании для всех лиц во всех
регионах какой-либо страны и в любых экономических условиях, в
рамках как государственных, так и частных школ.
12. Поскольку в прошлом относительно незначительная доля детей
с умственными и физическими недостатками имела доступ к образованию,
особенно в развивающихся регионах мира, существуют миллионы взрослых
с умственными физическими недостатками, которые не имеют даже
рудиментарных основ базового образования. Поэтому нужны совместные
усилия для распространения грамотности, навыков счета и основных
навыков для лиц с умственными и физическими недостатками посредством
программ образования взрослых.
13. Чрезвычайно важно признать то, что женщины зачастую вдвойне
находились в неблагоприятном положении в связи с тем, что умственные
и физические недостатки для них всегда были сопряжены с дополнительными
трудностями. Женщины и мужчины должны оказывать одинаковое воздействие
на разработку программ в области образования и обладать одинаковыми
возможностями в плане доступа к этим программам. Особые усилия
необходимо приложить к тому, чтобы содействовать участию девушек
и женщин с умственными и физическими недостатками в образовательных
программах.
14. Эти Рамки разработаны в качестве общего руководства для планирования
действий в области образования лиц с особыми потребностями. Несомненно,
они не могут учитывать широкое разнообразие ситуаций, с которыми
можно столкнуться в различных регионах и странах мира, и нуждаются
соответственно в адаптации для того, чтобы отвечать местным потребностям
и обстоятельствам. В целях эффективности их следует дополнять
национальными, региональными и местными планами действий, в основе
которых лежат политическая воля властей и стремление общественности
обеспечить образование для всех.
II. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
А. ПОЛИТИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ
15. Комплексное образование и реабилитация на базе общины представляют
собой дополнительные и взаимодополняющие подходы к образованию
лиц с особыми потребностями. Они основаны на принципе охвата,
интеграции и участия и представляют собой апробированные и эффективные
с точки зрения расходов подходы, нацеленные на содействие равенству
доступа лиц с особыми образовательными потребностями в качестве
отдельной части национальной стратегии, нацеленной на достижение
образования для всех. Странам предлагается рассмотреть следующие
действия, касающиеся политики и организационных мер применительно
к их системам образования.
16. В рамках законодательства следует признать принцип равенства
возможностей для детей, молодежи и взрослых с физическими и умственными
недостатками в области начального, среднего и высшего образования,
обеспечиваемого, по мере возможности, в условиях, гарантирующих
их интеграцию.
17. Параллельные и дополнительные законодательные меры необходимо
принять в таких областях, как здравоохранение, социальное обеспечение,
профессиональная подготовка и занятость с целью оказания поддержки
и применения в полной мере законодательства в области образования.
18. В рамках образовательной политики на всех уровнях, от национального
до местного, необходимо предусмотреть, что любой ребенок с умственными
и физическими недостатками должен посещать ближайшую школу, иными
словами школу, которую он бы посещал, если бы не имел этих недостатков.
Исключения из этого правила следует рассматривать в каждом случае
отдельно, когда для удовлетворения потребностей конкретного ребенка
можно предусмотреть только лишь образование в какой-либо специальной
школе или специальном учреждении.
19. Практика "приобщения" детей с умственными и физическими недостатками
должна являться неотъемлемой частью национальных планов по достижению
образования для всех. Даже в тех исключительных случаях, когда
детей помещают в специальные школы, их образование не должно проходить
полностью отдельно. Следует поощрять участие в течение неполного
учебного дня в занятиях в рамках обычных школ. Соответствующие
положения следует предусмотреть также относительно охвата молодежи
и взрослых с особыми потребностями средним и высшим образованием,
а также программами подготовки кадров. Особое внимание следует
уделять обеспечению равенства доступа и возможностей для девушек
и женщин с умственными и физическими недостатками.
20. Особое внимание следует уделять потребностям детей и молодежи
с серьезными или многочисленными умственными и физическими недостатками.
Они имеют такие же права, как и другие, в общине на достижение
максимальной независимости, когда станут взрослыми, и должны получать
образование с учетом их потенциальных возможностей достижения
этой цели.
21. Образовательная политика должна в полной мере учитывать индивидуальные
различия и особенности. Важность языка жестов в качестве средства
коммуникации между глухими, например, должна быть признана и необходимо
предусмотреть соответствующие меры для обеспечения того, чтобы
все глухие имели доступ к образованию на их национальном языке
жестов. Учитывая особые потребности в коммуникации глухих и глухих/слепых
лиц, их образование, возможно, целесообразнее организовывать в
специальных школах и специальных классах и подразделениях в основных
школах.
22. Реабилитация на базе общины должна получать свое развитие в качестве части глобальной стратегии
по оказанию глобальной поддержки эффективному, с точки зрения
затрат, образованию и подготовке кадров для лиц с особыми образовательными
потребностями. Основанную на общине реабилитацию следует рассматривать
в качестве конкретного подхода в рамках развития общины, нацеленного
на реабилитацию, уравнивание возможностей и социальную интеграцию
всех лиц с умственными и физическими недостатками; ее следует
осуществлять посредством совместных усилий самих лиц с умственными
и физическими недостатками, их семей и общин, а также надлежащего
образования, услуг в области здравоохранения, профессиональной
подготовки и социального благосостояния.
23. Как политика, так и меры, касающиеся финансирования, должны
содействовать развитию инклюзивных школ и поощрять его. Необходимо
снять барьеры, препятствующие переходу от специальных к обычным
школам, и соответствующим образом реорганизовать общую административную
структуру. Необходимо внимательно следить за прогрессом в области
инклюзивного образования посредством сбора статистических данных,
на основании которых можно было бы определить число учащихся с
физическими и умственными недостатками, которые пользуются ресурсами,
услугами консультантов и оборудованием, предназначенным для образования
лиц с особыми потребностями, а также число учащихся со специальными
образовательными потребностями, зачисленных в обычные школы.
24. Необходимо укрепить на всех уровнях координацию усилий между
образовательными органами и лицами, ответственными за вопросы
здравоохранения, занятости и социального обслуживания, с тем чтобы
обеспечить согласование усилий и их взаимодополняемость. В ходе
планирования и координации следует принимать во внимание также
нынешнюю и потенциальную роль, которую могли бы играть полугосударственные
учреждения и неправительственные организации. Особые усилия необходимо
приложить к тому, чтобы выявить ту поддержку, которую община могла
бы оказать удовлетворению особых образовательных потребностей.
25. На национальные органы возлагается ответственность по наблюдению
за внешним финансированием образования для лиц с особыми потребностями
и, действуя в сотрудничестве со своими международными партнерами,
обеспечивать такое положение, при котором это соответствовало
бы национальным приоритетам и политике по достижению образования
для всех. Со своей стороны двусторонним и многосторонним учреждениям
по оказанию помощи следует тщательно изучить политику стран в
отношении образования лиц с особыми потребностями в процессе планирования
и выполнения программ в области образования и в смежных областях.
В. ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ СО ШКОЛОЙ
26. Развитие инклюзивных школ, которые занимались бы широким контингентом
учащихся как в городских, так и сельских районах, требует принятия
следующих мер: увязки четкой и целенаправленной политики в области
инклюзивного образования с надлежащими финансовыми ресурсами,
эффективных усилий по информированию общественности с целью борьбы
с предрассудками и привития осознанных и позитивных воззрений,
осуществления широкой программы ориентации и подготовки персонала
и организации необходимых вспомогательных услуг. Изменения по
всем этим приводящимся ниже аспектам обучения в школе, а также
по многим другим аспектам необходимы для содействия успешной деятельности
инклюзивных школ: учебный план, здания, организация школьного
обучения, педагогика, оценка, набор персонала, идеалы школы и
мероприятия, выходящие за рамки учебного плана.
27. Большая часть необходимых изменений не касается исключительно
охвата детей с особыми образовательными потребностями. Они являются
частью более широкой реформы в области образования, необходимой
для повышения его качества и адекватности, а также поощрения достижения
всеми учащимися более высоких уровней успеваемости. Во Всемирной
декларации об образовании для всех подчеркивается необходимость
подхода, нацеленного на удовлетворение потребностей детей для
обеспечения успешного обучения всех детей в школе. Принятие более
гибких, адаптируемых систем, способных полностью учитывать различные
потребности детей, будет содействовать школьной успеваемости и
охвату школьным образованием всех детей. В следующих руководящих
принципах отмечаются аспекты, которые необходимо учитывать при
интеграции детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивные
школы.
Гибкость учебного плана
28. Учебный план следует адаптировать к потребностям детей, а
не наоборот. Таким образом, в учебном плане школы должны предоставлять
возможности обеспечивать образованием детей с различными способностями
и интересами.
29. Детям с особыми потребностями необходимо оказывать дополнительную
учебную поддержку в контексте обычного учебного плана, а не какого-нибудь
иного учебного плана. Руководящий принцип должен заключаться в
обеспечении всем детям одинакового образования, оказывая дополнительную
помощь и поддержку нуждающимся в них детям.
30. Приобретение знаний - это не только вопросы формального и
теоретического обучения. Содержание образования должно отвечать
высоким стандартам и потребностям отдельных лиц, с тем чтобы позволить
им в полной мере участвовать в процессе развития. Преподавание
должно основываться на опыте и практических потребностях самих
учащихся, с тем чтобы лучше мотивировать их.
31. Для того чтобы следить за прогрессом каждого ребенка, необходимо
пересмотреть процедуры оценки. Для информирования учащихся и преподавателей
о достигнутом уровне усвоения знаний, а также для выявления трудностей
и оказания поддержки учащимся в преодолении их в обычный учебный
процесс необходимо ввести элемент текущей оценки.
32. Для детей с особыми образовательными потребностями необходимо
оказывать поддержку на постоянной основе, начиная от минимальной
помощи в рамках обычных занятий в классе до дополнительных учебных
вспомогательных программ в рамках
школы и расширять ее в случае необходимости до оказания помощи
со стороны преподавателей-специалистов и внешнего вспомогательного
персонала.
33. В случае необходимости следует использовать надлежащие и доступные
технические средства для повышения успешного усвоения школьного
учебного плана, а также для содействия коммуникации, мобильности
и процессу обучения. Техническая помощь может оказываться на более
экономичной и эффективной основе, если она поступает из какого-либо
центрального подразделения в каждой местности, обладающего опытом
в адаптации помощи к индивидуальным потребностям и в обеспечении
обслуживания.
34. Следует создавать потенциал и осуществлять научные исследования
на национальном и региональном уровнях в целях развития надлежащих
вспомогательных технологических систем для образования лиц с особыми
потребностями. Следовало бы поощрять государства, ратифицировавшие
Флорентийское соглашение, использовать этот документ для содействия
свободному обращению материалов и оборудования, связанных с потребностями
людей, имеющих умственные и физические недостатки. Соответственно,
государствам, которые еще не присоединились к этому соглашению,
предлагается сделать это в целях обеспечения свободного распространения
услуг и товаров образовательного и культурного характера.
Управление школой
35. Местные администраторы и руководители школ могут играть важную
роль в адаптации школ к детям с особыми образовательными потребностями,
если им предоставить необходимые полномочия и надлежащую подготовку
для того, чтобы действовать в этой области. Им следует предложить
разработать более гибкие процедуры управления, перераспределить
учебные ресурсы, диверсифицировать возможности обучения, мобилизовать
помощь, которую дети могли бы оказывать друг другу, оказывать
поддержку учащимся, сталкивающимся с трудностями, и развивать
тесные отношения с родителями и общиной. Успешное управление школой
зависит от активного и творческого участия преподавателей и персонала,
а также развития эффективного сотрудничества и групповой работы
для удовлетворения потребностей учащихся.
36. На руководителей школ возлагается особая ответственность за
поощрение позитивных воззрений среди школьной общины, а также
в налаживании эффективного сотрудничества между учителями классов
и вспомогательным персоналом. Путем консультаций и переговоров
необходимо предусмотреть соответствующие меры относительно поддержки
и четкой роли, которую должны играть различные партнеры в образовательном
процессе.
37. Каждая школа должна нести коллективную ответственность за
успех или неудачу каждого учащегося. Группа педагогов, а не индивидуальный
преподаватель, должна разделять ответственность за образование
детей с особыми потребностями. Родителям и добровольцам следует
предлагать принять активное участие в работе школы. Тем не менее,
преподаватели играют решающую роль в качестве организаторов учебного
процесса, оказывающих поддержку детям путем использования имеющихся
ресурсов как в ходе классной, так и внеклассной работы.
Информация и научные исследования
38. Распространение примеров удачной практики могло бы содействовать
повышению уровня преподавания и обучения. Было бы целесообразным
распространять информацию о соответствующих выводах научных исследований.
Обобщение опыта и развитие центров документации следует поддерживать
на национальном уровне наряду с расширением доступа к источникам
информации.
39. Образование лиц с особыми потребностями необходимо включить
в программы научных исследований и развития научно-исследовательских
институтов и центров по разработке учебных планов. Особое внимание
в этой области необходимо уделять научным исследованиям, ориентированным
на практическую деятельность, с уделением основного внимания новаторским
стратегиям в области преподавания и обучения. Классным руководителям
необходимо принимать активное участие как в практических, так
и аналитических мероприятиях, связанных с такими обследованиями.
Следует проводить опытно-показательные эксперименты и углубленные
исследования для оказания содействия принятию решений и консультирования
в отношении будущей деятельности. Эти эксперименты и исследования
необходимо проводить на совместной основе нескольким странам.
С. НАБОР И ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА
40. Надлежащая подготовка всего педагогического персонала по-прежнему
остается ключевым фактором в поощрении развития инклюзивных школ.
Кроме того, важность набора преподавателей с умственными и физическими
недостатками, которые могут служить в качестве ролевой модели
для детей с умственными и физическими недостатками, получает все
большее признание. Можно было бы предпринять следующие действия.
41. Программы дослужебной подготовки должны обеспечивать для всех
преподавателей как начальной, так и средней школы позитивную ориентацию
в отношении умственных и физических недостатков, развивая таким
образом понимание того, что может быть достигнуто в школах посредством
имеющихся на местном уровне вспомогательных услуг. Главным образом
требуются такие знания и навыки, как хорошие навыки преподавания,
которые включают оценку особых потребностей, адаптирование содержания
учебных планов, использование вспомогательной технологии, индивидуализацию
процедур преподавания, с тем чтобы учитывать более широкий круг
способностей, и т.д. В педагогических учебных заведениях особое
внимание необходимо уделять подготовке всех преподавателей к их
автономной деятельности и применению их навыков к адаптированию
учебных планов и процесса обучения для удовлетворения потребностей
учащихся, а также к совместной деятельности со специалистами и
сотрудничеству с родителями.
42. В ходе оценки уровня образования и сертификации преподавателей
необходимо принимать во внимание навыки, необходимые для удовлетворения
особых образовательных потребностей.
43. В качестве приоритета необходимо подготовить печатные материалы
и организовать семинары для местных администраторов, инструкторов,
заведующих учебной частью и старших преподавателей с целью развития
их способности осуществлять руководство в этой области, а также
оказывать поддержку и консультировать менее опытный преподавательский
состав.
44. Основная задача заключается в обеспечении профессиональной
подготовки без отрыва от работы для всех преподавателей, с учетом
разнообразных и зачастую трудных условий, в которых они трудятся.
По мере возможности профессиональную подготовку без отрыва от
работы следует организовывать на уровне школы посредством совместных
мероприятий с инструкторами наряду с дистанционным образованием
и другими методами самообразования.
45. Специализированная подготовка в области образования лиц с
особыми потребностями, позволяющая получить дополнительную квалификацию,
как правило, должна объединяться с подготовкой и опытом работы
в качестве обычного преподавателя, либо организовываться до нее,
с тем чтобы обеспечить взаимодополняемость и мобильность.
46. Следует пересмотреть подготовку преподавателей, работающих
среди лиц с особыми потребностями, с тем чтобы позволить им работать
в различных условиях и играть решающую роль в программах для лиц
с особыми образовательными потребностями. В качестве основы необходимо
разработать гибкий подход, охватывающий все типы умственных и
физических недостатков, прежде чем углублять специализацию в одной
или нескольких конкретных областях, связанных с инвалидностью.
47. Университетам отводится основная консультативная роль в процессе
развития образования для лиц с особыми потребностями, в особенности
в том, что касается научных исследований, оценки, подготовки инструкторов-преподавателей,
а также разработки программ профессиональной подготовки и учебных
материалов. Следует поощрять создание сетей между университетами
и высшими учебными заведениями в развитых и развивающихся странах.
Такое объединение научных исследований и профессиональной подготовки
приобретает особую важность. Важно также активно вовлекать лиц
с умственными и физическими недостатками в научные исследования
и организацию профессиональной подготовки, для того чтобы их мнения
учитывались в полной мере.
48. Постоянной проблемой, с которой сталкиваются системы образования,
даже те из них, которые обеспечивают образовательные услуги высокого
качества для учащихся с умственными и физическими недостатками,
является отсутствие ролевых моделей для таких учащихся. Для учащихся
с особыми потребностями необходимо предоставить возможности взаимодействовать
со взрослыми, имеющими умственные или физические недостатки, которые
добились успеха, с тем чтобы они могли определять свой образ жизни
и свои чаяния на реальной основе. В дополнение к этому учащимся
с умственными и физическими недостатками необходимо обеспечить
профессиональную подготовку и продемонстрировать им примеры того,
как, несмотря на инвалидность, они могут реализовать свои права
и брать на себя руководящую роль в том, что касается содействия
разработке политики, которая впоследствии будет оказывать влияние
на их жизнь. Таким образом, системам образования необходимо стремиться
осуществлять набор квалифицированных преподавателей и другого
педагогического персонала с инвалидностями, а также стремиться
привлекать к образованию детей с особыми потребностями лиц из
данного региона с умственными и физическими недостатками, которые
добились успеха в жизни.
D. ВНЕШНИЕ СЛУЖБЫ ПОДДЕРЖКИ
49. Службы поддержки имеют решающее значение для успешного проведения
в жизнь политики в области инклюзивного образования. В целях обеспечения
на всех уровнях внешних услуг для детей с особыми потребностями
педагогическим органам следует принимать во внимание следующие
моменты.
50. Помощь обычным школам может обеспечиваться как педагогическими
учреждениями, так и персоналом специальных школ, оказывающим поддержку
другим учреждениям. Специальные школы следует все чаще использовать
в качестве учебно-методических центров для обычных школ, предоставляющих
прямую поддержку детям с особыми образовательными потребностями.
Как педагогические учреждения, так и специальные школы могут обеспечивать
доступ к конкретному оборудованию и материалам, а также профессиональную
подготовку в области стратегий обучения, которые не применяются
в обычных классных занятиях.
51. Внешнюю поддержку со стороны специалистов из различных учреждений,
министерств и организаций, таких, как преподаватели - консультанты,
психологи, специализирующиеся в области образования, врачи, занимающиеся
дефектами речи и трудотерапией и т.д., следует координировать
на местном уровне. Объединение школ доказало свою целесообразность
в качестве стратегии по мобилизации образовательных ресурсов,
а также вовлечения в деятельность членов общины. На объединения школ можно было бы возложить коллективную ответственность
за удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся
в их соответствующих областях и предоставить им полномочия в случае
необходимости распределять ресурсы. Такие меры должны включать
в себя также оказание услуг, не связанных с образованием. В действительности,
опыт показывает, что образовательные услуги дадут гораздо больший
эффект, если будут приложены усилия по обеспечению оптимального
использования приобретенного опыта и всех ресурсов.
Е. ПРИОРИТЕТНЫЕ ОБЛАСТИ
52. Интеграция детей и молодых людей с особыми образовательными
потребностями будет проходить более эффективно и успешно, если
в планах развития образования особое внимание будет уделяться
следующим целевым областям: воспитание детей младшего возраста,
для того чтобы все дети могли иметь возможность получать образование,
образование девочек и переход от обучения к взрослой трудовой
жизни.
Воспитание детей младшего возраста
53. Успешная работа инклюзивных школ в значительной степени зависит
от заблаговременного выявления, оценки и стимулирования в самом
раннем детстве детей с особыми образовательными потребностями.
Уход за детьми младшего возраста и образовательные программы для
детей в возрасте до 6 лет следует разрабатывать и/или переориентировать
на поощрение физического, интеллектуального и социального развития
и готовности приступить к обучению в школе. Эти программы имеют
очень важное экономическое значение для отдельных лиц, семьи и
общества в целом, так как предотвращают ухудшение условий, в которых
живут инвалиды. Программы на этом уровне должны признавать принцип
инклюзивного образования и разрабатываться на комплексной основе
путем комбинирования дошкольных мероприятий и мероприятий по медицинскому
уходу за детьми младшего возраста.
54. Многие страны проводят политику, нацеленную на воспитание
детей младшего возраста, путем оказания поддержки развитию детских
садов и яслей или путем организации мероприятий по информированию
и повышению осведомленности семей, в сочетании с общинными службами
(здравоохранение, уход за матерями и детьми), школами, местными
семейными или женскими ассоциациями.
Образование девочек
55. Девочки с умственными и физическими недостатками вдвойне находятся
в неблагоприятном положении. Необходимо приложить особые усилия
для обеспечения подготовки кадров и образования для девочек с
особыми образовательными потребностями. Наряду с предоставлением
доступа к обучению в школе девочки с умственными и физическими
недостатками должны иметь доступ к информации и консультированию,
а также моделям, которые могут помочь им сделать реалистический
выбор и подготовить их к будущей роли в качестве взрослой женщины.
Подготовка к взрослой жизни
56. Молодым людям с особыми образовательными потребностями необходимо
оказать помощь в реальном переходе от обучения в школе к взрослой
трудовой жизни. Школа должна оказать им помощь в том, чтобы стать
экономически активными и привить им навыки, необходимые в повседневной
жизни, обеспечив обучение навыкам, которые отвечают социальным
и коммуникационным требованиям и условиям взрослой жизни. Для
этого необходимы соответствующие методы организации профессиональной
подготовки, включая приобретение непосредственного опыта в ситуациях
реальной жизни вне школы. Учебные планы для учащихся с особыми
образовательными потребностями в старших классах должны включать
конкретные переходные программы, предусматривать оказание по мере
возможности поддержки для поступления в высшие учебные заведения
и организацию последующей профессиональной подготовки, позволяющей
им действовать в качестве независимых, активных членов своей общины
после окончания школы. Эти мероприятия следует проводить при активном
участии консультантов по вопросам профессиональной подготовки,
должностных лиц, занимающихся вопросами трудоустройства, профсоюзов,
местных органов, а также различных соответствующих служб и учреждений.
Образование взрослых и непрерывное образование
57. Лицам с умственными и физическими недостатками следует уделять
особое внимание в ходе разработки и выполнения программ по образованию
взрослых и программ непрерывного образования. Лицам с умственными
и физическими недостатками следует предоставлять право приоритетного
доступа к таким программам. Необходимо разработать также специальные
курсы для учета потребностей и особенностей различных групп взрослых
с физическими и умственными недостатками.
F. ПЕРСПЕКТИВЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЩИНОЙ
58. Достижение цели предоставления хорошего образования детям
с особыми образовательными потребностями является задачей не только
министерств образования и школ. Для этого требуются сотрудничество
со стороны семей, а также мобилизация общинных и добровольных
организаций и поддержка широкой общественности. Целый ряд полезных
выводов можно сделать из опыта стран или районов, в которых удалось
достигнуть прогресса в выравнивании образовательных возможностей
для детей и молодежи с особыми образовательными потребностями.
Партнерские связи с родителями
59. Образование детей с особыми образовательными потребностями
является общей задачей родителей и специалистов. Положительное
отношение к этому со стороны родителей способствует интеграции
в школе и в обществе. Родители нуждаются в поддержке для того,
чтобы выполнять свою роль родителя ребенка с особыми потребностями.
Роль семей и родителей можно было бы повысить путем предоставления
необходимой информации на простом и понятном языке; учет потребностей
в информации и профессиональной подготовке для родителей является
особенно важной задачей в культурных средах, в которых отсутствует
сложившаяся традиция обучения в школе. Как родители, так и преподаватели
могут нуждаться в поддержке и поощрении в том, что касается обучения
совместной работе в качестве равных партнеров.
60. Родители являются привилегированными партнерами в том, что
касается особых образовательных потребностей их детей, и по мере
возможности необходимо им предоставлять право выбора вида образования,
соответствующего их детям.
61. Следует развивать совместные и взаимодополняющие партнерские
отношения между администраторами школы, преподавателями и родителями
и рассматривать родителей в качестве активных партнеров в области
принятия решений. Следует поощрять родителей принимать участие
в образовательных мероприятиях как дома, так и в школе (где они
могут ознакомиться с эффективными методами и узнать, каким образом
следует организовывать мероприятия, не связанные с учебным планом),
а также в контроле за обучением их детей и оказании им поддержки.
62. Правительствам следует играть ведущую роль в поощрении партнерских
связей с родителями как путем разъяснения политики, так и принятия
законодательных мер, касающихся родительских прав. Следует поощрять
развитие родительских ассоциаций и участие их представителей в
разработке и выполнении программ, предназначенных для повышения
качества образования их детей. При разработке и выполнении программ
следует также консультироваться с организациями лиц, имеющих умственные
и физические недостатки.
Участие общины
63. Децентрализация и планирование с учетом местных особенностей
в значительной степени способствуют вовлечению общин в процесс
образования и подготовки кадров лиц с особыми образовательными
потребностями. Местные администраторы должны поощрять участие
представителей общин путем оказания поддержки репрезентативным
ассоциациям и привлечение их к процессу принятия решений. С этой
целью в мелких географических районах, которые не могут обеспечить
широкого участия представителей общины, следует создавать мобилизующие и контрольные механизмы, состоящие
из местной гражданской администрации, образовательных, здравоохранительных
и других органов, занимающихся вопросами развития, руководителей
общины и добровольных организаций.
64. Следует стремиться к вовлечению представителей общины для дополнения внутришкольных мероприятий, оказания помощи в
выполнении домашней работы и компенсации отсутствия помощи со
стороны семьи. В этой связи следует упомянуть о роли местных ассоциаций
в предоставлении помещений, семейных ассоциаций, молодежных клубов
и движений, а также о потенциальной роли лиц более старшего возраста
и других добровольцев, включая лиц с умственными и физическими
недостатками, в рамках как внутришкольных, так и внешкольных программ.
65. Во всех случаях, когда инициатива проведения реабилитационных
мероприятий на основе общины исходит извне, именно община должна принимать решение о том,
станет ли такая программа частью текущих мероприятий общины в области развития. Следует предоставить полномочия по осуществлению
такой программы различным партнерам в общине, включая организации лиц с умственными и физическими недостатками
и другие неправительственные организации. В случае необходимости
правительственным учреждениям как на национальном, так и на местном
уровнях следует также оказывать финансовую и другую поддержку.
Роль добровольных организаций
66. Поскольку добровольные ассоциации и национальные неправительственные
организации пользуются более широкими полномочиями в плане действий
и могут быстрее реагировать на выявленные потребности, им необходимо
оказывать помощь в разработке новых идей и экспериментальных новаторских
методов обеспечения образования. Они могут играть новаторскую
и каталитическую роль и расширять круг программ, имеющихся в распоряжении
общины.
67. Организации лиц с умственными и физическими недостатками,
то есть организации, в которых они сами оказывают решающее влияние,
следует активно привлекать к определению потребностей, выражению
мнений относительно приоритетов, оказанию услуг, оценке показателей
и поощрению изменений.
Повышение осведомленности общественности
68. Разработчики политики на всех уровнях, включая уровень школы,
должны регулярно вновь заявлять о своей приверженности инклюзивному
образованию и поощрять положительное отношение детей, преподавателей,
а также представителей широкой общественности к лицам с особыми
образовательными потребностями.
69. Средства массовой информации могут играть серьезную роль в
поощрении положительного отношения к интеграции в обществе лиц
с умственными и физическими недостатками, преодолении предрассудков
и недопущении искажения информации, а также внушении большего
оптимизма и раскрытии возможностей лиц с умственными и физическими
недостатками. Средства информации могут также поощрять позитивное
отношение нанимателей к набору лиц с умственными и физическими
недостатками. Средства информации следует использовать для информирования
широкой общественности относительно новых подходов в области образования,
в частности в отношении обеспечения образования лиц с особыми
потребностями в обычных школах, путем популяризации примеров удавшихся
практических мероприятий и успешных опытов.
G. ПОТРЕБНОСТИ В РЕСУРСАХ
70. Развитие инклюзивных школ в качестве наиболее эффективного
средства обеспечения образования для всех следует признать в качестве
основного направления правительственной политики, и нужно уделять
ему привилегированное место в программе развития страны. Только
таким образом можно будет мобилизовать надлежащие ресурсы. Изменения
в политике и приоритетах могут быть достигнуты лишь в случае удовлетворения
потребностей в адекватных ресурсах. Серьезные обязательства -
как на национальном, так и общинном уровнях - необходимы как для
получения дополнительных ресурсов, так и для перераспределения
существующих ресурсов. Наряду с тем, что общины могут играть ключевую роль в развитии инклюзивных школ, важны
также поощрительные меры и поддержка правительств в поиске эффективных
и приемлемых решений.
71. При распределении ресурсов между школами необходимо реально
учитывать различия в расходах, требуемых для обеспечения надлежащего
образования для всех детей, имея при этом в виду их потребности
и особенности. Реально можно было бы начать с оказания помощи
тем школам, которые высказывают желание поощрять инклюзивное образование,
и приступить к осуществлению опытно-показательных проектов в некоторых
областях с целью приобретения необходимого опыта для более углубленной
разработки и постепенного всеобщего распространения такого образования.
В ходе всеобщего распространения инклюзивного образования необходимо
обеспечить такое положение, при котором уровень поддержки и опыта
соответствовал бы характеру потребностей.
72. Следует выделить также ресурсы на вспомогательные услуги в
связи с подготовкой преподавателей основных дисциплин, обеспечением
координационных центров и преподавателей в системе специального
образования или преподавателей-консультантов. Следует подготовить
также соответствующие технические пособия для обеспечения успешного
функционирования комплексной системы образования. Таким образом,
комплексные подходы следует увязывать с развитием вспомогательных
услуг на центральном и промежуточном уровнях.
73. Объединение людских, институциональных, материально-технических
и финансовых ресурсов различных управлений министерств (образования,
здравоохранения, социального благосостояния, труда, молодежи и
т.д.), территориальных и местных органов, а также других специализированных
учреждений является эффективным средством обеспечения их максимального
воздействия. Сочетание образовательного и социального подходов
к образованию лиц с особыми потребностями потребует эффективных
структур управления, позволяющих различным службам сотрудничать
как на национальном, так и на местном уровнях, а государственным
органам и ассоциативным учреждениям объединять свои усилия.
III РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ
74. Международное сотрудничество между правительственными и неправительственными,
региональными и межрегиональными организациями может играть весьма
важную роль в поддержке развития инклюзивных школ. На основе прошлого
опыта в этой области международные межправительственные и неправительственные
организации, а также двусторонние донорские учреждения могли бы
рассмотреть вопрос об объединении усилий в применении следующих
стратегических подходов.
75. Техническую помощь следует направлять в стратегические области
действий, оказывающие множительный эффект, особенно в развивающихся
странах. Одна из важных задач в области международного сотрудничества
заключается в оказании поддержки осуществлению опытно-показательных
проектов, нацеленных на апробирование новых походов и создание
потенциала.
76. Организация региональных партнерских связей или партнерские
отношения между странами с аналогичными подходами к образованию
лиц с особыми потребностями могли бы позволить осуществлять планирование
совместных мероприятий в рамках существующих региональных или
других совместных механизмов. Такие мероприятия следует разрабатывать
с учетом экономии за счет масштабов осуществляемых программ, опыта
участвующих стран, а также дальнейшего развития национальных потенциалов.
77 Первоочередная задача, которая возлагается на международные
организации, заключается в содействии обмену данными, информацией
и результатами осуществления опытно-показательных программ в области
образования лиц с особыми потребностями между странами и регионами.
Набор международно сопоставимых показателей прогресса в области
охвата образованием и обеспечения рабочими местами должен стать
частью всемирной базы данных по образованию. Координационные центры
можно было бы создать в субрегиональных центрах с целью облегчения
обменов информацией. Существующие структуры на региональном и
международном уровнях следует укреплять, а их мероприятия следует
расширять, с тем чтобы охватывать такие области, как разработка
политики, программирование, подготовка персонала и оценка.
78. Высокий процент лиц с умственными и физическими недостатками
является прямым результатом отсутствия информации, нищеты и низких
стандартов в области здравоохранения. Поскольку во всем мире отмечается
рост числа лиц с умственными и физическими недостатками, особенно
в развивающихся странах, следует прилагать на международном уровне
совместные усилия в тесной увязке с действиями, предпринимаемыми
на национальном уровне, по предупреждению посредством образования
причин появления инвалидов, что, в свою очередь, уменьшит число
случаев и распространение инвалидности, позволяя тем самым еще
больше сократить спрос на ограниченные финансовые и людские ресурсы
в какой-либо конкретной стране.
79. Международная помощь и техническое содействие, призванные
внести вклад в образование лиц с особыми потребностями, оказываются
из самых разнообразных источников. Таким образом, чрезвычайно
важно обеспечить согласованность и взаимодополняемость деятельности
между организациями системы Организации Объединенных Наций и другими
учреждениями, оказывающими помощь в этой области.
80. Международное сотрудничество должно содействовать проведению
семинаров по продвинутой подготовке для управляющих в области
образования и других специалистов на региональном уровне и укреплять
сотрудничество между факультетами университетов и педагогическими
учреждениями в различных странах для проведения сравнительных
исследований, а также публикации справочных документов и учебных
материалов.
81. Международное сотрудничество должно оказывать содействие в
развитии региональных и международных ассоциаций специалистов,
занимающихся вопросами укрепления образования для лиц с особыми
потребностями, и должно оказывать поддержку созданию и распространению
информационных бюллетеней или журналов, а также проведению региональных
совещаний и конференций.
82. Необходимо обеспечить, чтобы в ходе международных и региональных
совещаний, охватывающих вопросы, связанные с образованием, особые
образовательные потребности рассматривались как неотъемлемая часть
прений, а не как отдельный вопрос. В качестве конкретного примера
вопрос образования лиц с особыми потребностями должен быть включен
в повестку дня региональных министерских конференций, организуемых
ЮНЕСКО и другими межправительственными органами.
83. Учреждения по международному техническому сотрудничеству и
финансированию, участвующие в оказании поддержки и развитии инициатив
по образованию для всех, должны обеспечить положение, при котором
вопросы образования лиц с особыми потребностями являлись бы неотъемлемой
частью всех проектов в области развития.
84. Необходимо наладить международное сотрудничество для оказания
поддержки разработке технических условий всеобщего доступа к коммуникационным
технологиям, являющимся основой нарождающейся информационной инфраструктуры.
85. Эти Рамки действий были приняты путем аккламации после обсуждения
и внесения поправок 10 июня 1994 года на сессии, посвященной закрытию
Конференции. Предполагается, что государства-члены, а также правительственные
и неправительственные организации будут руководствоваться ими
при выполнении Саламанкской декларации о принципах, политике и
практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.
Ассоциация Даун Синдром призывает политиков, парламентариев, государственных
служащих, российскую и зарубежную общественность, деловые круги
к общенациональному и международному сотрудничеству для помощи
десяткам тысяч российских детей с отклонениями в интеллектуальном
развитии. (Здесь и далее - интеллектуальная недостаточность от
средней до глубокой степени)