О ПРОБЛЕМЕ СИНДРОМА УШЕРА - ВСЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ

Информационный бюллетень
"  УШЕР - ФОРУМ  "


ЯНВАРЬ-ИЮНЬ 1997 №2


Дорогие друзья!

Несмотря ни на какие трудности, второй номер нашего бюллетеня - у вас в руках.
Спешим поделиться приятными новостями. Нашу инициативу о развитии помощи людям с СУ поддержали в Московской городской организации ВОГ и обещали помощь в размножении наших материалов, в налаживании контактов с зарубежными коллегами и накоплением ценных для нас сведений и о самом синдроме, и о том, как люди в других странах справляются с этой проблемой. Мы очень признательны господину В.З. Базоеву - руководителю МГО - за понимание и отзывчивость.
В полку нашей редколлегии прибыло. За подготовку третьего номера "Ушер-Форума" берутся две очаровательные студентки московских вузов - Мария Савельева и Наталья Меликсетян. Теперь нас стало ровно в два раза больше.
Но самая главная радость - специально для нашего бюллетеня стали писать люди, которые не понаслышке знают о проблемах потери зрения и слуха. Они решились на наших страницах рассказать о себе, о своих поисках, тревогах и находках. Читайте их! А если вы захотите написать им, присылайте ваши отклики в редакцию бюллетеня. Мы обязательно их передадим вашим адресатам.
До новых встреч на страницах "Ушер-Форума".

Ирина Владимировна Саломатина,
руководитель Центра помощи слепоглухим.


В ЭТОМ НОМЕРЕ:
  1. Витаминная рубрика
  2. История жизни
  3. Братские издания. Информационный бюллетень "Ушер-Семьи" (Англия)
  4. Гуманный бизнес
  5. Нам пишут
  6. Коротко о разном
  7. Средства общения. Самоучитель

ВИТАМИННАЯ РУБРИКА

Думается, многие знают уже о великой роли витаминов в работе нашего организма. А чем могут помочь витамины в деле поддержания зрения?
Мы обратились к книгам и обнаружили немаловажную информацию, которая, как мы полагаем, может быть полезна всем. Мы только хотим предупредить: витаминизированное питание не вылечит нарушенное зрение, оно только поддержит его. Что само по себе уже неплохо, так как нам следует заботиться о состоянии своего здоровья.


Все существующие в природе витамины разделены на две большие группы. Одни из них растворяются в воде (водоростворимые), а другие растворяются в жире (жирорастворимые). К первой группе относятся витамины группы В, витамин С, P и другие; ко второй - витамины A, D, E, F и другие.
В настоящем выпуске бюллетеня мы расскажем только об одном витамине - витамине А.
Витамин А относится к жирорастворимым. В чистом виде был выделен довольно давно из рыбьего жира. Его называют витамином роста, а по-научному - ретином.
Витамин А образуется в животном организме в результате расщепления каротинов - веществ, которые при определенных условиях могут стать в дельнейшем чистым витамином А. Фабрикой производства каротинов являются растения. При потреблении растительной пищи каротины попадают в печень, и там происходит превращение их в витамин А.
Суточная потребность в этом витамине взрослого человека составляет 1 миллиграмм (мг). Эта потребность возрастает у беременных и кормящих женщин до 1,25 - 1,5 мг, а у детей она равна 0,4 мг.
Итак, основным депо витамина А является печень. Некоторое количество этого витамина собирается и в других органах: надпочечниках, селезенке, легких, в мозгу. Но все-таки по содержанию витамина А сетчатка глаза занимает второе место в организме после печени.
Этот витамин обеспечивает нормальный рост, участвует в образовании зрительных пигментов, регулирующих темновую адаптацию глаза, нормализует обменные процессы коже, тканях печени.
Что происходит, если организм ощущает недостаток витамина А?
Кожа становится сухой, шершавой и шелушится. Ногти сухие и тусклые. Может наблюдаться похудание. У детей замедляется рост.
При недостатке витамина А очень страдают глаза. Наблюдаются воспаления тканей глаза. Отмечается сухость роговицы - ксерофтальмия. Именно поэтому витамин А еще называют антиксерофтальмическим. Но самое главное, страдает пигментный обмен, что приводит к ендостаточному зрительному восприятию и влияет на ухудшение зрения в сумерках. "Куриная слепота", как называют плохое зрение в темноте, один из самых характерных признаков недостатка в витамине А.
Потребление каких продуктов может поддерживать необходимое количество витамина А?
Богаты каротином растительные продукты - красная морковь, перец, шпинат, зеленый лук, капуста, щавель. Много каротина в зеленых частях растений (в листьях и в ботве); одно из первых мест в этом ряду занимает крапива.
Из продуктов животного происхождения наиболее ценны в этом отношении печень, сливочное масло, сметана, жирные сыры, яичный желток. Печень крупного рогатого ската содержит в два с половиной раза больше витамина А, чем печень свиньи, но она во много раз уступает по содержанию его в печени трески, тунца, макрели и некоторых других рыб.
Отваривание продуктов почти не разрушает витамин А, а каротин растений даже лучше усваивается после тепловой обработки продуктов. Однако, следует иметь в виду, что витамин А легко разлагается на свету, а усваивается лучше при сочетании с продуктами, богатыми жирами.
Содержание витамина А (в мг) в некоторых продуктах (на 100 г).
говядина
печень говяжья
курица
молоко
масло
сыр
яйцо (1 шт)
морковь
лук-репка
помидоры
салат
яблоки
вишня
слива
смородина черная
апельсин
лимон
шиповник (сущеный)
0,01
15
0,12
0,05
0,6
0,21
0,7
9
0,03
2
0,12
0,1
0,3
0,1
0,7
0,3
0,4
до 5

Напиток "Каротиновый"
Мед растворить в кипяченой охлажденной воде. Смешать с соком моркови, апельсина и лимона. Хорошо охладить. При подаче в стакан положить кусочек лимона.
Вода - 1 стакан, сок морковный - 2 стакана, сок апельсиновый - 1 стакан, лимон - 2 шт, мед - 1 столовая ложка. Выход - 1 литр.

В одном из следующих номеров "Ушер - Форума" мы расскажем о витаминах группы В. Читайте наш бюллетень.

к оглавлению


ИСТОРИЯ ЖИЗНИ

Открываем новую рубрику. Здесь мы хотим предоставить слово нашим читателям, чтобы они могли сами поделиться своим жизненным опытом в преодолении тех проблем, которые обычно встают перед человеком с плохим зрением и слухом. Каждая история - чья-то жизнь, чья-то боль и чьи-то находки. Может быть, кто-нибудь прочитает здесь важную подсказку для себя или своего знакомого.
Мы очень надеемся, что откровенность Натальи Борисовны Кремневой поможет отважиться на такой же шаг и других наших читателей. Ваша помощь, ваш совет так нужны всем нам.


Синдром Ушера у меня с детства (сейчас мне 45 лет). Сколько себя помню, никогда не видела в вечернее время, днем же ориентировалась свободно. Но у меня очень рано начало ухудшаться центральное зрение, падала острота и сужалось верхнее и нижнее поле. Сейчас практически есть только боковое зрение. Снижение слуха (и довольно сильное) заметили, когда мне было шесть лет. Сначала слышала, когда говорили очень громко у самого уха, потом появился слуховой аппарат, и с ним я совершенно свободно слышала речь окружающих, редко - телевизор, могла говорить по телефону; словом, слух всегда был единственным способом общения с людьми.
Сначала училась в массовой школе (до шестого класса), а потом родители перевели меня школу для слабослышащих детей № 30 города Москвы в надежде, что там мне будет легче. Но этого не получилось - из-за плохого зрения я постоянно попадала в неприятные ситуации. Отношения с одноклассниками не сложились, я была страшно одинока. А постоянные насмешки привели к закомплексованности, неуверенности в себе, от которых мне до конца не удалось избавиться, даже став взрослой. После школы поступла на исторический факультет Московского Государственного Университета, тогда-то и началась для меня настоящая жизнь. Появилось много друзей среди студентов, театры, концерты, выставки, походы… Я совсем забыла о своей болезни, хотя зрение постоянно падало, - просто старалась о нем не думать. Проблемы и трудности, конечно, были. Но многие из них я создавала себе само своей лажной стеснительностью. Например, боялась переходить широкую улицу с интенсивным движением и не могла себя заставить попросить кого-то о помощи, ну просто язык не поворачивался сказать: "Помогите, я плохо вижу". Вместо этого молча к кому-нибудь пристраивалась и так перебегала через дорогу. Но однажды пристроилась к очень шустрой дамочке, которая неслась прямо под колеса. После этого стала осмотрительнее в выборе попутчиков. Самыми надежными и солидными были младенцы в колясках. Но всегда меня выручал слух. Я могла спросить номер подошедшего автобуса, если его не было на боку у задней двери, ил узнать цены в магазине. Впрочем, в магазинах я старалась ходить в магазины самообслуживания, там мне было проще.
Круг друзей - слышащие и слабослышащие, с глухими общалась мало и только с теми, кто мог говорить голосом. Работала пятнадцать лет в ДК ВОГ в методкабинете и, хотя знала дактилологию, не пользовалась ею; жестовую речь - мимику мне также было трудно воспринимать зрительно. Инвалидность по зрению долгое время не оформляла, ошибочно считая, что тогда я потеряю свою самостоятельности и активность. И только после того, как сама организовала в ДК встречу с Н. Кралатовой, А. Суворовым, Ю. Лернером, серьезно задумалась и начала изучать систему Брайля. А когда вступила в ВОС у меня появилось много знакомых, у которых была та же проблема со зрением - пигментная дегенерация сетчатки. Общение с ними очень помогло приободриться, избавиться от многих комплексов (но, увы, не от всех).
Самый страшный удар последовал оттуда, откуда я его не ждала. В 1990 г. сразу и полностью пропал слух, аппарат стал бесполезен. Почему - трудно сказать. Видимо, шел процесс сильного сужения сосудов, да и стресс… Свое тогдашнее состояние описывать не буду - отчаяние, страх, а главное - вопрос: что делать, как жить, как общаться с людьми? Я нашла стразу - письмо на ладони. Но оказалось, что все не так просто. С непривычки сначала ничего не получалось, да и осязание у меня на ладони плохое. Тогда попросила брата написать что-нибудь моим указательным пальцем руки на столе (как карандашом) и все поняла сразу. Так этот способ у меня и остался основным. Сейчас понимаю таким путем практических всех без особого труда. Причем, лучше, когда пишут письменными буквами. На работе (а я работаю сейчас на УПП ВОС) ко мне настолько привыкли, что часто для скорости пишут сокращенно - иногда вообще одну букву каждого слова, правда, до такой виртуозности я еще не дошла: понимаю не всегда.
С потерей слуха появилась масса проблем, которых раньше вроде бы и не было. Главная - страшный дефицит общения. Сейчас меня больше тянет к глухим и слепоглухим. Начала осваивать контактную дактилологию, дело идет, но очень медленно, а вот контактную жестовую речь (мимику) вообще не понимаю. Хотя многие жесты вроде бы и знаю.
Я поняла, что при этом заболевании необходимо овладеть всеми способами общения - дактилем, жестами, письмом на ладони и обязательно Брайлем, даже при хорошем остаточном слухе и зрении. Вреда от этого никакого не будет, а польза - огромная.
Сейчас у меня резко снизилась самостоятельность, вернее - независимость. Не могу сама пойти в магазин, в поликлинику. Это очень угнетает. Очень хотелось бы узнать, как приспосабливаются к жизни люди в моем положении. Ведь у всех людей с СУ общая беда, общие проблемы, и откровенный доверительный разговор на страницах нового бюллетеня безусловна помог бы и взрослым, и родителям детей с СУ. Так давате же поможет друг другу!

Наталья Кремнева
к оглавлению


БРАТСКИЕ ИЗДАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
"УШЕР-СЕМЬИ" (АНГЛИЯ)

Британская Национальная ассоциация слепоглухих "Сенс" (Sence) вот уже более 15 лет ведет целенаправленную работу по оказанию поддержки людям, страдающим СУ, и их семьям. С 1989 года издается информационный бюллетень "Ушер-Семьи" (US Families). Бюллетень выходит 4 раза в год и рассылается всем заинтересованным людям бесплатно.
За 15 лет работы Департамент по услугам людям с синдромом Ушера накопил большой опыт в организации различных мероприятий как для самих людей с СУ, так и для их семей, педагогов и социальных работников. Бюллетень регулярно публикует информацию о предстоящих семинарах, встречах, праздниках, приглашая к участию в них. Календарь планируемых дел впечатляет! В последующих номерах "Ушер-Семьи" предлагает отчеты о проведенных мероприятиях.
На страницах бюллетеня много внимания уделяется личному опыту людей с СУ: как они выстраивают свою жизнь, несмотря на то, что появляются все новые трудности. Здесь можно прочитать и откровенные рассказ студентки Ивоны, и рассказ мамы о том, как она воспитывает Стейси, у которой Су обнаружили в 6 лет; и советы супружеской пары Расса и Рииты… Последние новости об успехах ученых-генетиков, которые пытаются проникнуть в тайны СУ; новейшие исследования психологов и педагогов в помощь детям и их родителям - этим тема "зеленый свет" на страницах "Ушер-Семей". Кто знает, возможно, именного эти сведения ищет какой-то читатель? Главное же, что бюллетень "Ушер-Семьи" старается донести всю возможную информацию тем, кто в ней нуждается: подсказать, посоветовать. Молодцы, что и говорить!
За дополнительной информацией можно обратиться прямо в редакцию бюллетеня (правда, для переписки потребуется знание английского языка):

US Families
Usher Servieces
Sence
11-13 Clifton Terrace
Finsbury Park
London N4 3SR
Tel.: 071 272 7774
Fax: 071 272 6012

В библиотеке редакции нашего бюллетеня "Ушер-Форум" есть несколько номеров описанного издания. Мы рады также сообщить, что нами получено сообщение о том, что в дальнейшем мы будем получать номера "Ушер-Семей" регулярно.

к оглавлению


АНОНС

Центр помощи слепоглухим детям издал буклет "Синдром Ушера. Вопросы и ответы". В буклете предложены краткие ответы на самые острые вопросы, которые встают перед человеком, столкнувшимся с проблемой СУ. Также даны некоторые рекомендации о том, как общаться с человекам, у которого диагностирован СУ. Заявки на получение буклета можно отправить по адресу, указанному на последней странице нашего бюллетеня.

к оглавлению


ГУМАННЫЙ БИЗНЕС

ШАГ - ШАГ

Тяжелая сейчас жизнь, - все это знают… Поэтому особенно радуешься, когда встречаешь порядочного человека, готового не только слова хорошие говорить, но и делать. Особенно это приятно, когда вдруг обнаруживаешь, что и среди состоятельных людей появляются отзывчивые к чужой боли. В этой рубрике мы будет рассказывать именно о таких людях.

Телевизионная программа называется "Сделай Шаг". Ведет ее Михаил Юрьевич Кожухов. Каждая передача посвящена прем людям, "сделавшим шаг" - совершившим какой-то необычный поступок, продиктованный человечными побуждениями. В связи с предстоявшей защитой докторской диссертации я попал в первую тройку героев этой программы.
Встречались мы с Михаилом Юрьевичем в Республиканском центре компьютерных технологий ВОС. Он сразу понял, что мне домой очень нужен специальный компьютер с тактильным дисплеем. Первые эти месяцы работы в РЦКТ убедили меня, что инвалидам эти машины нужнее, чем здоровым. Ведь десятки лет я был вынужден, например, писать свои тексты по Брайлю, потом перепечатывать с попутными исправлениями на зрячей машинке, а потом… Я ничего не мог поделать со своими же текстами, так как не мог их прочитать в окончательном варианте. Иными словами, я не мог полностью, стопроцентно отвечать за собственную творческую продукцию.
Михаил Юрьевич хотел найти спонсора, готового купить мне столь необходимую машину, еще до съемок первой передачи. Вооружился справочникам, начал названивать разным толстосумам. Но недаром Диоген искал человека днем с фонарем! Поиски затянулись. И все же увенчались успехом. И 19 октября 1996 года в той самой студии, где сниалась первая передача, меня познакомили с Николаем Николаевичем Никитенко, генеральным директором корпорации "Эдванс". И вручили заказанные Николаем Николаевичем у немецкой фирмы "Баум Продуктс" портативный компьютер с тактильным дисплеем "Давид", класса "Ноутбук" (записная книжка), с клавиатурой брайлевской машинки, а так же приставку "Инка", со зрячей клавиатурой и тактильным дисплеем. Ее можно подключать и к "Давиду", и к обычному зрячему компьютеру.
Все мои мечты оказались многократно превзойдены. И стоит все это удовольствие сумасшедших денег - двадцать четыре тысячи дойчмарок. Постараюсь, чтобы этого подарка мен хватило на всю оставшуюся жизнь. И открываю оставшуюся творческую жизнь вот этой благодарной заметкой, - первым текстом, вводимым мною в новый компьютер…
Кто же этот человек, найденный таки современным Диогеном - Михаилом Юрьевичем Кожуховым? Информацию о нем я получил 19 октября, слушая переводимый Ириной Владимировной Саломатиной диалог между Михаилом Юрьевичем и Николаем Николаевичем.
Корпорация "Эдванс" Николай Николаевич Никитенко основал четыре года назад с пятью своими друзьями - энтузиастами. Сейчас в Москве, Санкт-Петербурге и других города корпорацией создано три тысячи рабочих мест. Компьютер для меня - это три тысячи первое рабочее место. Николай Николаевич во время съемок сразу сказал, что предпочел бы именоваться не бизнесменом, а промышленником. Деньги его корпорация вкладывает в производство. Корпорация финансирует строительство современной волжской флотилии. В 1996 году ее товарооборот составил сто миллионов долларов.
До основания корпорации Николай Николаевич служил в армии. За плечами - суворовское училище, служба военным связистом, есть опыт комсомольской работы (хорошая школа для организатора).
Дослужился он до чина капитана, имел в своем подчинении двадцать человек, поддерживал в рабочем состоянии весьма сложную и разнообразную современную аппаратура связи. И, в сущности, не ушел из армии, а перешел на другой фронт, самый главный - экономический. И охотно принимает на работу бывших военных. Говорит, что в ракетных, например, войсках не глупые ведь люди служат. Своего рода конверсия: раньше лучшие кадры уходили в армию и в военно-промышленный комплекс, а теперь он полной мерой черпает из этого кадрового резерва, чтобы на промышленном фронте строить хорошее завтра России. Не легкое, а хорошее, - подчеркивает Николай Николаевич. "Такая наша философия", "Это наша философия", - повторял он на съемках. И этой же философией объяснил и свой шаг навстречу мне. Реклама ему не нужна. Он просто реализует на практике свою философию. Общую и для него, и для Михаила Юрьевича, и для меня. Ту самую, которую я называю философией конкретной человечности. Не фразерской (абстрактно-морализирующей), а конкретной, практической, деловой.
Николай Николаевич остался связистом. Он связывает все хорошее в нашем историческом настоящем и будущем, прекрасно понимая, что без прошлого хорошего не будет ни сегодня, ни завтра. Он связывает людей между собой. И он прочно связал меня с миром творчества на общечеловеческом уровне. Подарив компьютер, он освободил мои силы и время для живых людей, которым я могу быть хоть чем-нибудь полезен, - то есть для более рациональной и полной реализации нашей с ним общей философии. Земной Вам поклон, Николай Николаевич, и спасибо за веру в меня, в мои творческие возможности. Машина их удесятеряет, и, реализуя свой творческий потенциал, я постараюсь окупить данное "капиталовложение" с многотысячными процентами, - во славу нашей общей философии.

А.В. Суворов,
доктор психологических наук
к оглавлению


НАМ ПИШУТ

Мы счастливое издание - сразу после выхода в свет первого номера бюллетеня мы получили первый отклик от нашей читательницы. Надеемся, что за первой ласточкой последуют и многие другие письма и комментарии. Спасибо!

С большим интересом прочла первый номер нового издания "Ушер-Форум". Этот бюллетень очень нужен, необходимость информации о синдроме Ушера назрела давно. Бюллетень прекрасно написан, легко читается. Особенно удалось самое трудное - объяснить, что такое СУ. Я живу с этим заболеванием всю жизнь и всю сознательную жизнь пыталась узнать, что же это такое, но врачи отделывались туманными и непонятными фразами. В бюллетене же все объяснено кратко, просто, без лишних эмоций. Вообще все построение бюллетеня очень лаконичное, все очень нужное.
Интересно сообщение о создании Центра социальной помощи семье, где есть люди (и прежде всего дети) с СУ. В годы моего детства ничего подобного не было и быть не могла. Мои родители делали, что могли и как умели сами, может быть, и не всегда правильно, но в этом не их вина. Теперь же создание Центра дает надежду на целенаправленную работу по оказанию помощи людям с СУ.
Но особенно мне понравилась рубрика "Помогите друг другу". Думаю, что она должна быть постоянной. Рассказ Расса Пальмера о себе и его советы очень полезны. Для себя я почерпнула массу важных вещей, например, о способах общения с людьми. Ценность этого материала - в откровенности и доверительности Расса Пальмера.
Вообще мне кажется, чтона страницах бюллетеня обязательно надо подробнее говорить о различных способах, которые могут быть использованы в общении, ведь дактиль и жесты знают лишь близкие люди; не заставишь же изучить дактиль врача в поликлинике или слышащего коллегу по работе.
Однажды во время лечения в институте Гельмгольца я познакомилась с одним глухонемым москвичом тоже с Су. Он ездил на лечение сам, без сопровождающего, и врач переживала, что не могла найти с ним контакт. Писать на бумаге нельзя - не видит, по губам тоже не прочтет. Я предложила писать ему на ладони, но он отдернул руку - не знал этого способа. Тогда я сказала ему дактилем и жестами, хотя моя мимика оставляет желать много лучшего, но он понял. И надо было видеть радость этого человека! Вот поэтому и надо уметь пользоваться любым способом.
Итак, начало положено - "Ушер-Форум" есть. Но одного искреннего и горячего желания его создателей помогать нам (а именно это сразу бросается в глаза при чтении бюллетеня) мало, нужно и наше активное сотрудничество. Не просто пассивное чтение, а заинтересованный разговор на страницах бюллетеня о себе и своих проблемах, ведь сообща их легче решать.
Создателям же Центра социальной поддержки семьи - успехов и удачи в этом очень нужном нам деле.

Н.Б. Кремнева

Уважаемая Наталья Борисовна, мы очень благодарны Вам за содержательный анализ первого номера бюллетеня "Ушер-Форум". Особенно ценны Ваши предложения по совершенствованию работы как редакции нашего издания, так и призыв к читателям. Мы обязательно постараемся быть как можно более полезными каждому, кому нужна наша помощь.

к оглавлению


КОРОТКО О РАЗНОМ

Мы думаем, нашим читателям будет любопытно узнать о небольших практических шагах в помощи людям с синдромом Ушера.

В 1996, в марте - мае, в Московском Городском Клубе "Компьютер" проводились занятия для школьников с нарушенным слухом 7 и 8 классов. Большинство ребят - учащиеся билингвистической гимназии, организованной в 1991 году Г.Л. Зайцевой. В одной из групп занимался воспитанник 65-й школы города Москвы, страдающий синдромом Ушера.
Уроки проводились по субботам, в дневное время и являлись факультативными. Занятие делилось на две части. В первой - учащиеся изучали графическую и текстовую программы: учились рисовать, раскрашивать, а также набирать текст и редактировать его. Затем шла чайная переменка, организованная для того, чтобы ребята отдохнули, поделились впечатлениями, просто пообщались. Во второй половине занятия мы попытались объяснить, как люди из разных стран могут разговаривать друг с другом, переписываясь при помощи компьютера. Вот тут-то и пригодились рисунки и тексты, созданные в течение первого часа урока!
Конечно, за такой короткий срок трудно научить столь сложным навыкам. Но было важно выработать принцип построения занятия с этими ребятами, выяснить, какие трудности у них возникают при общении с компьютером, как решать возникающие проблемы. Мы также внимательно наблюдали, какие дополнительные затруднения встали перед мальчиком с синдромом Ушера.
Мы надеемся продолжить проект в этом году, о чем обязательно будет сообщать в нашем информационном бюллетене.
Летние каникулы - замечательная пора. Но замечательная она тогда, когда можно вырваться из привычной обстановки, набраться сил. Вот Лесной лагерь, проводившийся с 3 по 18 июня 1996 года, - для тех, кто хорошо поработал весь учебный год и решил попробовать пожить вдали от городского комфорта.
Лагерь стоял в 400-стах километрах севернее Москвы на небольшом озере под названием Лунево. Место, богатое брусничниками и черничниками, с высокими стройными соснами на одном берегу и заросшим лиственными кустарниками и папоротником другим берегом.
Смельчаков оказалось 20 человек. Из них 13 - воспитанники МГК "Компьютер" и Заочной Математической школы, а еще 7 - глухие - из уже известной вам билингвистической гимназии.
Был и вечер знакомства, и соревнование на байдарках. Был и лагерь в джунглях, и трехдневный пеший поход. Был и ужин на необитаемом острове, и шторм.
Было и соревнование по ориентированию в лесу. Ребята по приметам искали клад, состоявший, кстати, из банки сгущенки и банки вишневого джема. Но, как всегда, победила дружба, и клад был съеден за общим вечерним чаем.
Общались ребята при помощи дактилологии, жестов, которым их учили гимназисты, а также устно, письменно, рисуя прямо на земле. А потом уже стали и ребусы друг другу загадывать.
Но все хорошее когда-нибудь кончается. Лагерь сдружил ребят, они стали лучше понимать друг друга, слушать и помогать.
18 октября был необычным днем в билингвистической гимназии. Глухие учащиеся принимали гостью - Наталью Борисовну Кремневу.
Был оформлен стен с фотографиями Элен Келлер, Ольги Ивановны Скороходовой и самой Натальи Борисовны.
Одна из учениц рассказала об Элен Келлер, а другая - об О.И. Скороходовой. Затем Н.Б. Кремнева рассказала о себе. О том как училась в школе, университете. О том, где и как работала. А также о том, почему перешла на УПП ВОС. В общем, все как есть, по порядку, без прикрас.
После своего повествования Наталья Борисовна попросила задавать вопросы. Но обязательным условием было, чтобы ребята сами подходили и говорили в руку дактильно. Гимназисты достали заранее заготовленный список вопросов, но робели. Наконец, решились. Спрашивали: "Как Вы определяете время по часам?", "Кто помогает Вам готовить еду?", "Кто Вам помогает ходить в магазин?", "Ваше хобби?". Задавали и такие: "Кто Вас научил читать?", "Как Вы читаете сейчас?". На это Наталья Борисовна достала лист брайлевской бумаги, на котором было напечатано несколько слов. Каждый мог потрогать рельефные буквы. Был показан фрагмент видеофильма, снятый в Загорском детском доме слепоглухих.
Но встреча подходила к концу. Ребята по очереди подходили и прощались, и хотя каждый думал и чувствовал по-своему, но никто не остался равнодушным.

Татьяна Шерстюк
к оглавлению


СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ. САМОУЧИТЕЛЬ

ЛОРМ

Азбука Лорма изобретена более ста лет назад в Германии. Ее автор - утративший слух слепой философ Генрих Ландесман, опубликовавший сообщение о своем изобретении по псевдонимом "Иероним ЛОРМ".
Лорм применяется для общения в Ганноверском центре реабилитации слепоглухих (Германия). Но с его помощью можно общаться и нам.
Однако, не только для слепоглухих может быть полезна азбука Лорма. Зрячие глухие тоже могут общаться при помощи тактильной азбуки со слышащими слепыми. Но особенно полезна эта азбука для пожилых людей, теряющих зрение и слух, т.к. пальцы уже не такие гибкие, чтобы пользоваться дактилологией, а ЛОРМ легко запомнить и применять.

к оглавлению



Бюллетень "Ушер-Форум" выходит два раза в год и распространяется всем заинтересованным лица бесплатно.
В то же время, мы будем рады любой материальной поддержке, которая будет направлена на развитие информационно-издательской деятельности по проблемам людей, страдающих нарушениями зрения и слуха.
103045, Россия, Москва,
Рождественский бульвар, дом 21, корпус 2
тел. (095) 928-36-88
e-mail: irv@chikd.org


вверх
в начало



кто мы такие? | слепоглухота - это... | программы и проекты
наш друг - волонтер | средства общения | библиотека
пишите нам | полезные ресурсы | новости | регионы