журнал "Дефектология" №4, 1995 год
Обогащение социального опыта слепоглухих подростков и юношей в экскурсионных поездках
И.В. Саломатина
Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
Слепоглухота изолирует ребенка от общества, затрудняя его физическое, психическое и личностное развитие. Круг людей, общающихся с ним, очень узок: родители и учителя, в то время как рядом существует большой мир, не знакомый и малодоступный для познания. Рано или поздно с ним предстоит столкнуться повзрослевшему слепоглухому человеку. Готов ли он к этой встрече?
Проблема взаимоотношений слепоглухого человека со слышащими и видящими людьми стоит очень остро: родители не вечны, а государство в настоящее время не в состоянии обеспечить хотя бы сносное существование инвалида по зрению и слуху [4,5].
Отсюда встает проблема приобретения социального опыта слепоглухими детьми и подростками, его обогащение через обучение выстраивать взаимоотношения со зрячеслышащими сверстниками. Фактор времени при этом является немаловажным: чем раньше слепоглухой ребенок начнет осваивать и присваивать законы жизни зрячеслышащих людей, тем быстрее и менее болезненно будут проходить процессы адаптации и интеграции его в общество.
В странах Европы и Америки проблемы социальной реабилитации различных категорий инвалидов стали разрабатываться в конце 60-70 годов. Важным достижением в развитии реабилитационных услуг является организация государственными структурами социальной помощи инвалидам вне стен закрытых учреждений, расширение сети государственных и негосударственных служб, оказывающих помощь инвалидам, проживающим в семьях.
Существенным этапом, на наш взгляд, явилось признание необходимости участия инвалидов в процессах самореабилитации и организации помощи в этом. В результате появились различные общества, объединяющие людей с теми или иными психологическими или физическими проблемами. На инвалидов перестали смотреть как на беспомощных людей, заслуживающих только жалости[8].
Принимая во внимание объективные сложности взаимодействия слепоглухих людей с окружающим миром [7], исследователи подчеркивают, что работа, осуществляемая в интересах инвалидов, должна проводиться в двух на направлениях: это деятельность, в результате которой общество оказывается готовым к адекватному восприятию лиц с теми или иными проблемами, и это расширение сети учреждений, организующих специальные условия для адаптации и реабилитации инвалидов.
Важным, на наш взгляд, является стремление организаторов тех или иных служб социально-психологической реабилитации слепоглухих привлекать к данной работе добровольных помощников, волонтеров.
Разработанная и опробованная нами в течение 1990-1994 гг. модель содержательного общения слепоглухих подростков и их видящих и слышащих сверстников позволяет до некоторой степени углубить социальный опыт ребят, страдающих двойным сенсорным нарушением.
В рамках программы "Слепоглухие дети" общественным объединением "Радуга" были организованы экскурсионные поездки [6,7], о методике подготовки и проведения которых мы и расскажем подробнее.
Реализация этой программы началась в 1990 г., когда наши воспитанники поехали в украинский город Одессу. К весне 1994 г. нами было осуществлено 8 экскурсионных поездок в 7 городов России и Украины. Всего в этих путешествиях приняли участие более 50 слепоглухих ребят (от 10 до 18 лет), их сопровождали более 100 добровольных помощников - переводчиков.
В каждом таком путешествии решаются следующие задачи: расширение сферы общения слепоглухих подростков; развитие из социального опыта; содействие развитию их познавательных способностей. В большей мере решение этих задач возможно именно благодаря участию волонтеров.
Подготовительная работа к поездке длится 2 - 2,5 мес. и идет по трем основным направлениям: подготовка необходимых условий в том городе, куда мы едем; отбор и подготовка группы слепоглухих туристов; отбор и специальная подготовка группы сопровождения.
Решая вопрос, в какой из городов направиться на экскурсию, мы обращаем внимание на климатические условия и географические особенности его расположения; на его исторические и культурные особенности; на возможность соприкоснуться с традиционной культурой того или иного народа (русских, украинцев, карелов, других народов); на способ передвижения (будем ли мы добираться до города поездом или самолетом, станем ли использовать там метро, трамваи или автобусы).
Обычно наше путешествие длится 5-7 дней, в программе - обзорная экскурсия по городу, посещение нескольких музеев, экскурсия на теплоходе по реке или по морю; посещение театра или цирка; обед в ресторане; одни день мы обычно проводим за городом, посещая какой-либо культурный центр.
Обязательным условием любого путешествия является участие добровольных помощников из местных детских клубов и объединений, которые помогают нам познакомиться с городом, почувствовать его своеобразие.
Каждая поездка создает благоприятную обстановку для общения. За время пути в поезде (иногда это больше суток) туристы (группа 30 человек) дружески сходятся между собой. Приезжая в тот или иной город, мы встречаемся с группой волонтеров-хозяев, и они становятся рода посредниками в отношениях между уже сложившейся группой путешественников и незнакомыми людьми вокруг.
При подбое группы слепоглухих туристов обычно выполняются следующие условия: соблюдается количественное равновесие между мальчиками и девочками; в группу входят двое-трое тотально слепоглухих ребят, остальные - слабовидящие глухие (это связано с тем, что перевод и сопровождение тотально слепоглухих ребят более трудоемкая работа, да и мобильность группы при большем количестве таких детей резко снижается); подбираются дети, имеющие определенный уровень владения словесным языком, т.е. достаточно свободно объясняющиеся с помощью ручной азбуки - дактилологии. (Иногда мы приглашаем в поездку детей с низким уровнем развития словесной речи, объясняющихся с помощью жестового языка. Но таких детей в группе бывает не более 2-3. Это объясняется тем, что слышащему человеку жестовый язык освоить гораздо сложнее, чем дактилологию, где алфавит можно выучить всего за 30-40 минут. Помимо этого, как показывает наш опыт, детям с низким уровнем развития словесной речи трудно справляться с большим потоком информации, и они быстро утоляются.)
Мы стараемся сделать так, чтобы в каждой туристической группе было двое-трое ребят, которые имели уже опыт подобных путешествий. Это позволяет быстрее создать дружественную, доверительную атмосферу в группе.
В поездке участвуют учителя и воспитатели детского дома, которые либо непосредственно работают с детьми, отправляющимися в путешествие, либо хорошо знают их по прошлому опыту. Перед отъездом педагоги кратко информируют слепоглухих туристов о городе, который им предстоит посетить, о программе и других деталях путешествия.
Группа сопровождающих-переводчиков обычно формируется из школьников и студентов I-II курсов, ранее участвовавших в программах объединения "Радуга". Мы стараемся подбирать сопровождающих таким образом, чтобы каждый слепоглухой турист нашел себе заботливого товарища. Поездка бывает связана с довольно высокой степенью эмоционального напряжения, к чему молодые люди из числа волонтеров должны быть подготовлены. В связи с этим мы проводим ряд занятий, на которых будущие переводчики овладевают пальцевой азбукой (дактилологией), осваивают формы и методы сопровождения и перевода, изучают особенности данного города и программу пребывания в нем. Обычно мы обсуждаем проблемы, с которыми приходится сталкиваться сопровождающим в подобных путешествиях, показывает слайды, знакомящие с программой предыдущих экскурсий. Просмотры видео- и слайд-материалов до начала экскурсии и в значительной степени помогают молодым людям познакомиться со своей ролью и справиться с естественным в этих обстоятельствах чувством неуверенности. На таких сборах всегда можно встретиться и поговорить с теми, кто уже имел опыт подобной работы.
вверх
вернуться в библиотеку
|