Александр Суворов:
Каждый человек - это целый мир. Сколько людей, столько и разных миров.
Но есть люди, мир которых необъятен, и всему в этом мире находится место: великой любви и великой ненависти, любой, малой и большой, беде любого, малого и большого, человека, и точно так же любой радости, любой заботе, любой тревоге. Не сверхчеловек, а самый обыкновенный человек, только, как говориться, с большой душой, в которой просторно всему человечеству, всем его малым и большим проблемам - человек с талантом. До сих пор не очень много было таких людей, но чем дальше, тем больше становится, а при коммунизме такими должны стать и обязательно станут все. Это норма. Та норма, при которой человеку дается возможность развить все свои необъятные способности, никем еще не измеренные и никогда не измеримые. Александр Иванович Мещеряков был именно таким человеком.
Нам выпало счастье на протяжении многих лет видеть и близко знать этого замечательного человека. Он был и останется навсегда нашим близким другом, учителем, советчиком в любом деле. И нам бы очень хотелось, чтобы его идеи и его имя знала вся наша страна.
Когда делаешь открытия, позволяющие управлять процессами - особенно психическими процессами, - ты должен быть очень совестливым человеком. Тут легче легкого поскользнуться на превращении человека в средство, в прославленного поговоркой подопытного кролика, который жив останется или сдохнет после эксперимента - все равно. Научная совесть Александра Ивановича была совершенно безупречной. Было время - что греха таить! - когда мы сами считали себя средством в руках науки, подопытными кроликами. Вглядываясь в свое будущее после университета, мы, перепевая чьи-то неумные песни, опасались:
- Вот кончится эксперимент, будет доказано, что слепоглухие могут быть не менее грамотны, чем обычные люди, и отправит нас наука на свалку. Ну на улицу нас не вбросят, но определят на такую работу, где наше психологическое образование некуда будет девать.
И вывод, исподволь нашептывавшийся нам некоторыми "добрыми людьми":
- Надо на всякий случай готовиться к черным дням, деньги копить…
Эти настроения доходили и до Александра Ивановича. Стремясь узнать поточнее, какого же все-таки следует ждать нам будущего, мы обращались к нему с разговорами об эксперименте, осторожно клоня речь к тому, что, мол, кончится "эксперимент" и что тогда?
- При чем тут эксперимент? - резко обрывал эти речи Александр Иванович. - Вы учитесь для того, чтобы получить высшее образование, стать педагогами, а сможете - учеными. А главное, вы ядро будущего общества слепоглухих, его организаторы и руководители. Ваша цель - развить как можно большее количество слепоглухих до своего уровня и выше!
Не так, не такими словами он говорил, но смысл всегда был именно этот. Никаких разговоров о "выгоде-невыгоде" спасения слепоглухих он слышать не хотел. Ведь человек - любой человек, в том числе слепоглухой, - не средство, а цель; говорить о "выгоде" или "невыгоде" от людей - значит превращать их в средство.
Александр Иванович никогда не был бесстрастным наблюдателем, систематизатором фактов. Он никогда не был кем-то, кто нас изучает в качестве лишь "объектов". Научную суть своей работы он всегда подчинял сути гуманистической и потому-то был для нас самым близким, сердечным, понимающим другом. И был одновременно учителем совести, честности, обычной и научной, подавая нам всегда пример, каким должен быть настоящий ученый. Был и остается!
Александр Иванович тяжело болел много лет, перенес два инфаркта, а третий оказался роковым. Но жаловаться на свои болезни он терпеть не мог. Надо было самим беспокоиться, не устал ли, не болит ли сердце. Пока не спросишь, он не скажет. Но если спросишь - не ломается, не скромничает, говорит правду, устал или нет. Вот ищу, как это назвать. Скромно? Не то. Простота? Опять не то, хотя и первое и второе у него есть. Надо такое, что соединило бы в себе и скромность и простоту в разумной дозе, как это у него и было… А! Нашел! Самое точное - естественность.
Он был естественным, всегда самим собой, без тени показухи, театральности. Он никогда не делал ставку на дешевый эффект, на шум и блеск. Нам приходилось не раз выступать вместе с ним, пропагандируя нашу работу, мобилизуя общественное мнение для организации учебно-трудового комплекса, общества слепоглухих.
Он всегда учитывал аудиторию, что ей следует говорить, чего не следует, чтобы все стало близко, понятно, интересно. Он учитывал, но не угождал. Он никогда не драматизировал нашу работу, не героизировал ее. Он говорил о ней спокойно, буднично, по-деловому. Он словно отвечал другу, с которым много лет не встречался, на вопрос:
- Ну, как живешь? Над чем работаешь?
И наши собственные выступления, чем естественней, проще, искренней они были, тем лучше дополняли его основной доклад. Мы словно помогали Александру Ивановичу рассказывать давно не виденному другу все так, чтобы он лучше понял, почувствовал, заинтересовался, вошел в курс дела. А для такой задачи, конечно, никакой показухи не надо.
Эффект же от таких выступлений всегда был колоссальный, искренний, какого едва ли удалось бы добиться специально на эффект рассчитанными ухищрениями.
И этот его естественный стиль пропаганды мы обязаны сохранить и развить дальше, как они бы сам развил.
Можно быть учителем, но не другом. Можно быть и другом, ноне учителем. Александр Иванович сумел соединить в себе и то и другое. Даже не соединить, а слить, совместить. В лице Александра Ивановича друг - это учитель, и учитель - это друг. Он учил дружа и дружил уча.
Помню, где-то в середине шестидесятых годов Александр Иванович исследовал в загорском интернате восприятие слепоглухих. О теме исследования я узнал, конечно, позже, уже будучи студентом психологического факультета МГУ, когда читал его статью. Читал и вспомнил один эпизод, когда у Александра Ивановича пропал целый рабочий день. Он вытащил меня тогда с урока и, ведя в лабораторию, сокрушался:
- У нас вчера испортился фотоаппарат, и ничего за весь день сфотографировать не удалось. Я был страшно этим огорчен. Теперь приходится все повторять. Ничего не поделаешь, у ученых такое часто случается.
Вот так и надо относиться к неудачам: сейчас не вышло - потом получится. Дружески объясняя, почему он прервал урок, как бы извиняясь за это, Александр Иванович одновременно учил хладнокровному отношению к неудачам, а в конечном счете такому важному качеству, как оптимизм.
Есть люди, которые из-за царапины поднимают такой переполох, словно вспыхнула чумная эпидемия. Час читают нотацию на тему об осторожном поведении, год не проходят, дуясь за "физическое оскорбление". Александр Иванович не из таких людей. Как-то я катался на лыжах и забрался на посыпанную песком дорожку. Александр и директор интерната догнали меня и стали наступать на лыжи сзади, чтобы я притормозил и выбрался на снег. Я терпел, терпел, да и хватил кого-то лыжной палкой. Попало обоим. Разобрав, кого ударил, я был страшно перепуган, не очень ли больно начальству. Это было для меня худшим наказанием, и в добавлении я не нуждался. Но пострадавшее начальство, особенно Александр Иванович, хохотало…
Я с детства привык к доброте и тянулся к добрым людям. В этом отношении мне очень везет с тех пор, как я попал в загорский интернат. А в школе для слепых, где я учился раньше, педагоги, конечно, были добрые, зато с ребячьим коллективом я вступил в форменную войну. Случалось, они меня и били, причем для меня неизвестно за что. Это надолго подорвало у меня доверие к сверстникам. Спасаясь от них, я зарылся в книги, перестал общаться с ребятами. В результате многие поведенческие навыки, навыки общения мне приходилось формировать у себя только теперь, на собственном опыте осознавая их необходимость (например, необходимость вежливости). И вот, впервые приехав к Александру Ивановичу в гости, я рассказал ему эту свою историю, не умея еще объяснить, почему так вышло. В ответ на эту откровенность я услышал от Александра Ивановича знаменательное признание. Что-то в таком смысле:
- Я всегда мечтал и мечтаю сделать так, чтобы такие дети, как ты, не мучились больше в школах…
Он имел в виду при этом не мою слепоглухоту, а психологическую атмосферу в детских коллективах, обычно очень колючую и потому трудную для привыкших к человеческому теплу, к доброте. Поистине цель по-настоящему доброго человека!
Этот разговор происходил в кабинете Александра Ивановича, в самой дальней и спокойной комнате его квартиры. Там, справа от двери, стоит широченный диван-кровать, поперек которого можно свободно лежать, спустив ноги. Во время разговора о моей жизни в школе слепых мы с Александром Ивановичем как раз лежали поперек этого дивана, спустив ноги и удобно устроив головы на одной подушке. Никак не думал я тогда, что не пройдет и четырех лет, мы потеряем Александра Ивановича. Произошла эта ужасная, свалившаяся, как снег на голову, беда, по всей вероятности, на этом самом диване, в этом самом кабинете…
Наталья Корнеева:
Наш дорогой учитель Александр Иванович начина свою работу на проблемой слепоглухоты в то время, когда вышла книга Ольги Ивановны Скороходовой "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир". Эта книга доказывала людям, что здоровый человеческий мозг, даже лишенный зрительного и слухового восприятия, может функционировать нормально, если применить компенсирующие слепоглухоту средства познания и научно разработанные методы обучения. Буржуазные дефектологи изображали задачу тифлосурдопедагоги как поиск ключа к душе слепоглухого, представляющей собой сейф с сокровищами человеческой психики. Александр Иванович заявил, что если уж этот образ использовать, то надо сказать, и задача тифлосурдопедагога - с помощью компенсирующих средств и специальных методов обучения наполнить его.
Однако Ольгу Ивановну воспринимали как из ряда вон выходящий феномен, а Александру Ивановичу предстояло организовать массовое обучение и трудоустройство слепоглухонемых. Это потребовало научной теории, конкретных методов, преодоления множества организационных трудностей, встающих на пути каждого нового дела.
Результаты научных и практических трудов Александра Ивановича внушительны. Они основываются на богатейшей теоретической подготовке и замечательном педагогическом таланте.
Александр Иванович - настоящий ученый, и не только за письменным столом. Он никогда не требовал от человека больше того, что тат мог дать, и боялся перейти за эти границы, заставить человека почувствовать себя неуверенно. Разговаривая с нами, он всегда держал руку собеседника в своей, слушал внимательно, глядя в одну точку, будто видел наши мысли и проникал за их словесную оболочку, время от времени энергично сжимал пальцы собеседника, слегка встряхивал, и мы понимали этот жест так: "Верь в себя, иди дальше".
Нельзя требовать от человека того, что он не может, и навязывать то, что он принять не в состоянии, как бы правильна и полезна ни была предлагаемая идея, - этот принцип в отношении к людям делал Александра Ивановича удивительно мудрым и педагогичным. Меня поражали его терпение и такт в дни наших разногласий на первых курсах университета, когда одни рвались в карьер, чтобы не отставать от зрячеслышащих студентов, другие настаивали на качественной и специфической переработке учебных материалов. Как бережно, тактично направлял он энергию заблудшего "бунтаря" в нужное русло, не торопясь извергнуть священный гнев, показать себя борцом за истину! Мы старались оправдать его тактичное доверие - искренность и страстность остались, а эгоизм, недальновидность, упрямство и прочие наши "достоинства" постепенно исчезли. Мы старались быть достойными его отношения к нам.
Александр Иванович обладал мягким и теплым обаянием, которое исходило не только от его располагающей внешности, но и от спокойной силы понимания и готовности помочь. Он не конфузил собеседника, обращая внимание не его недостатки в образовании и воспитании, но его доброжелательность и корректность, ясность и краткость выражения мысли помогали человеку как бы самому видать свои недостатки, вызывали стремление их исправить. Когда же собеседник был настроен воинственно и ситуация обострялась, Александр Иванович с обезоруживающей улыбкой полушутя-полусерьезно говорил: "Виноват, но заслуживаю снисхождения". И устанавливалась атмосфера доброжелательности. Но если речь шал о косности, подлости, он был совсем другим…
Между собой мы назвали его папой: ведь он нас создал, создал своим творческим трудом. Когда он услышал об этом, весело и удивленно переспросил: "Папа?" - и смущенно улыбнулся.
Юрий Лернер:
Есть люди, с которыми встречаешься много тысяч раз, но вот по какой-либо причине расстаешься с ними и сразу забудешь. Вспомнить-то о них и нечего - какие-то формальные люди, работают лишь бы отработать свое время. Но есть и такие, которые после первой же встречи запоминаются на всю жизнь. Именно такой Александр Иванович Мещеряков.
Впервые я познакомился с Александром Ивановичем осенью 1958 года, когда приезжал из Ленинграда в Москву на консультацию к профессору Ивану Ивановичу Соколянскому. Мне сказали, что со мной хочет познакомиться Александр Иванович Мещеряков. Ко мне подошел молодой веселый мужчина. По его улыбке, по энергичному пожатию руки я сразу понял, что человек это очень добрый и общительный. Так оно и оказалось. Он всем очень живо интересовался, задав много вопросов.
После этой первой встречи Александр Иванович во время своих нечастых командировок в Ленинград, где я тогда жил, обязательно заходил ко мне. Он всегда просиживал у нас по нескольку часов - долго разговаривал с моими родителями, учительницей (для прохождения школьного курса мне выделили индивидуальную учительницу), расспрашивал меня об учебе, о жизни, о трудностях, неудачах, успехах.
Я его в то время еще плохо знал и немного побаивался, тем более что меня частенько пугали: вот напишем Александру Ивановичу, как ты плохо учишься, а он очень строгий человек. Но Александр Иванович всегда наводящими вопросами добивался, чтобы я ему обо всем без утайки рассказывал. Когда же я, краснея и запинаясь, рассказывал ему о своих проказах, он всегда от души смеялся. Когда же я говорил о своих успехах, он только хлопал меня по плечу. Перехваливать он не любил.
В 1964 году я приехал из Ленинграда в загорскую школу-интернат. Теперь я еще лучше узнал Александра Ивановича.
Помню, как-то на уроке физкультуры мы учились сохранять равновесие, ходя по узкой доске. У нас это никак не получалось. В это время приехал Александр Иванович. Он встал на доску и предложил нам сделать так же. Мы становимся, но очень скоро падаем, а он стоит незыблемо и смеется - любуется нашим упорством, да еще и подзадоривает. А потом показал нам другое упражнение: стал перебрасывать нас вниз головой через свою руку. Мы визжим, смеемся, а он вместе с нами веселится…
В другой раз был у меня с Олегом Валентиновичем, нашим директором, конфликт из-за учителя по труду. В присутствии Олега Валентиновича я пожаловался Александру Ивановичу. А Александр Иванович переводит мне в ходе нашего разговора: "Вот Олег Валентинович говорит, что это просто недоразумение". Я был очень расстроен и стал возражать. Но дело потом действительно оказалось недоразумением. После этого уже вечером встретил меня Александр Иванович на лестнице и говорит: "Ну что ты теперь скажешь в свое оправдание? Эх ты!" А сам улыбается, точно добавляет без слов: "Ну ничего, ничего особенно не переживай, все бывает".
В 1971 году мы переехали в Москву для подготовки в ВУЗ. Теперь Александр Иванович стал непосредственным нашим руководителем.
Годы учебы. Александр Иванович очень плохо себя чувствует - у него больное сердце. Но он находит и время, и силы интересоваться нашей учебой, во всем помогать нам.
Помню, был конец первого семестра. У меня тройка по логике. Я в отчаянии. Еще много экзаменов, а надо пересдавать и этот. Родители мои тоже расстроены.
Специально по этому поводу приехал Александр Иванович. Я думал, что он страшно рассердится. Но тут тяжелая рука ложится мне на левое плечо и с силой нажимает, после чего Александр Иванович без всяких предисловий, спокойно и четко дактилирует мне: "Юра, я слышал, ты очень расстроен экзаменом по логике. Это все пустяки, расстраиваться тут не надо. У тебя вовсе не плохо, а удовлетворительно. Тройки были и у меня. А родителям ты объясни, что они не правы и расстраиваются напрасно. Экзамен пересдавать не надо. Прежде всего надо беречь здоровье".
Больше он мне ничего не сказал, но как много заставили меня думать его слова!
Летом 1972 года мы устроили поездку по маршруту Ленинград-Таллин-Рига в честь окончания первого курса. Александр Иванович поехал с нами. Здесь мы еще лучше узнали своего учителя. Он во всем помогал нам, давал очень ценные советы, улаживал возникавшие между нами недоразумения, шутил и веселился вместе с нами.
Запомнил я и такой случай. У меня было очень плохое настроение. Я жаловался одному нашему общему знакомому, что совершенно не чувствую удовлетворения от своей учебы и работы. Наш знакомый шутливо возразил: "Вот Александр Иванович говорит, что у тебя все еще впереди, не расстраивайся пока". Я стал доказывать, что так и жизнь пройдет, а все еще впереди будет. Александр Иванович с этим никак не соглашается и туту же спрашивает: "А когда ты напишешь письмо Ольге Ивановне Скороходовой? Ведь ты давно собирался…" Я решил поймать его на слове и говорю: "Ладно, успею, все еще впереди". Наш знакомый от души рассмеялся, а Александр Иванович положил мне руку на плечо и с силой нажал. Этим он молча сказал мне, что шутливая дискуссия выиграна мной…
В последнее время мы с ним работали над темами "Средства коррекции в лепке" и "Проблемы цветов у слепоглухонемых". У нас на эти тем шли очень частые и оживленные споры. Возникла недавно и еще одна проблема - проблема записи брайлевской литературы на магнитофонные ленты с помощью специального прибора магнитографа и исследование положительных и отрицательных сторон такого способа записи. Эту мою идею Александр Иванович одобрил. Он сказал, что очень хотел бы, чтобы такой аппарат у нас были в лаборатории.
29 октября 1974 года Александр Иванович пришел к нам в школу, чтобы побеседовать о текущих делах и поделиться своей большой радостью - вышла в свет его книга "Слепоглухонемые дети". Он подарил каждому из нас по экземпляру книги со своим автографом. Мы были очень рады и довольны. В своей дарственной надписи Александр Иванович каждому из нас пожелал успехов именно в той области, которую каждый из нас разрабатывает. Мне он пожелал успехов в лепке.
Затем мы перешли к злободневным вопросам. Главным вопросом был вопрос о комплексе. Александр Иванович и Ольга Ивановна Скороходова, которая здесь же присутствовала, говорили, что необходимо в борьбу за комплекс бросить все резервы и действовать самым решительным образом. Потом Наташа Корнеева попросила Александра Ивановича высказать свое мнение о наших курсовых работах. Он ответил, что это очень выжный вопрос и нам надо специально собраться, чтобы обсудит его. После этого он ушел. Ушел навсегда.
Сергей Сироткин:
- Кто? - спрашивает у меня мужская рука.
Я очень удивлен. Стою в воде, кругом бегут волны. Передо мной крупный мужчина в трусах и шляпе. Его большая рука, слегка покрытая мягкими редкими волосинками, находится под моей ладонью и ждет ответа.
Изумление не проходит. Я пытаюсь сообразить, кто же может оказаться в Крыму, да еще в море рядом со мной из тез немногих, что общаются с нами, слепоглухими, дактильно (то есть с помощью пальцевой азбуки для глухонемых). Осторожно ощупываю руку, которая легонько потряхивает мою. В глубине сознания зашевелилась что-то смутно знакомое.
- Кто? - снова продактилировала рука.
- Александр Иванович?!
Рука всколыхнулась, живо потрясла мою, обхватила мои плечи и прижала к своей обнаженной и еще сухой, не тронутой морской волной груди, энергично и ласково потряхивая меня.
- Александр Иванович!!! Здравствуйте! - радостно крикнул я и обнял его. Потом мы крепко пожали друг другу руки.
Все это произошло летом 1965 года в Крыму, на пляже гурзуфского молодежного лагеря "Спутник". Был предпоследний день нашего (моего и родных) пребывания на Черном море. А Александр Иванович со своей семьей только приехал в отпуск в Алушту. Перед отъездом в Крым он взял у Ольги Ивановны Скороходовой наш адрес и на другой же день по прибытии в Алушту поехал в Гурзуф ко мне. Дома нас не было. Тогда он зашел к соседям, узнал у них, что мы на пляже. Мне было очень приятно и прямо-таки лестно, что Александр Иванович разыскал меня здесь, в Крыму. Я почувствовал в нем человека, способного быть большим другом, а не просто хорошим руководителем, болеющим за свое дело.
Мы вышли на берег и устроились на топчане беседовать. Потом пошли в воду.
- Поплывемте далеко! - предложил я. - И попробуем дактильно говорить!
Александр Иванович продолжительно и энергично потряс мою руку, принимая предложение.
Мы поплыли рядом, держась за руки и работая один левой рукой, а другой - правой. Александр Иванович начал дактилировать (к сожалению и досаде своей, уже не помню о чем). Периодически мы отнимали друг у друга руки и плыли не соприкасаясь. Александр Иванович изредка брал меня за левый локоть, слегка потряхивая им, указывал мне направление.
Вернувшись на берег, мы разговорились с Александром Ивановичем о проблемах слепоглухих. Здесь, у Черного моря, я узнал, что главной проблемой является создание учебно-трудового комплекса для слепоглухих. Мой собеседник рассказал, каким он видит себе этот комплекс. Детский сад, школа и предприятие с жилыми домами и клубом будут составлять один городок, где будут проживать слепоглухие всех возрастов. Здесь они будут вместе, им не будет скучно. Они всегда будут друг с другом разговаривать на пальцах (дактильно), жестами и при помощи специальных аппаратов (телетакторов и коммуникаторов). Этих условий для общения слепоглухих между собой и для общения их с окружающими зрячеслышащими людьми нет в обычных школах и дома. В клубе слепоглухие будут играть, танцевать, проводить праздники и торжества. Будут библиотека, спортплощадка, бассейн, сад…
Какое заманчивое будущее! Слушая романтически окрашенные мечты Александра Ивановича, я и сам заражался его идеями. Благодаря ему я стал вскоре участвовать в борьбе за их осуществление.
Помню, я болел и лежал в изоляторе детского дома. Александр Иванович пришел в изолятор, подсел к моей кровати и завел разговор о подключении нашей детдомовской комсомольской организации к борьбе за комплекс. И сразу конкретное предложение:
- Напиши о жизни в детском доме и работе комсомольской организации в "Комсомольскую правду". Как можно скорее. В конце статьи напишите, что деьский дом стал тесен, нужен уже комплекс.
Это был первый призыв к нам, воспитанникам детского дома, бороться за судьбу слепоглухих.
- Поскорее напишите, - подбадривающе ласково, но настойчиво тряхнув мою руку, закончил деловой разговор Александр Иванович. И еще долго он сидел возле моей кровати, держа мою руку в своих больших и добрых ладонях…
Статья в "Комсомолку" была написана мною как комсоргом детдома. В ней я рассказал о системе обучения в детдоме (разделение учащихся на маленькие группы в три-четыре человека, с использованием технических средств коммуникации), о делах пионерской и комсомольской организации (контроль за чистотой и порядком в детдоме в форме патрулирования, шефские занятия с малышами лепкой, поделками из бумаги, проведение праздников). Немного рассказал об увлечениях Юры Лернера лепкой и Наташи Корнеевой поэзией (привел два ее стихотворения). Закончил статью просьбой помочь в создании комплекса - тем, ради чего, собственно и была написана статья.
Потом Александр Иванович пригласил меня к себе домой, чтобы обсудить ее. Мы сидели на широком диване в его кабинете. Напротив нас - книжный шкаф, справа у окна - письменный стол, заваленный бумагами и книгами.
Долго и внимательно читал он мою заметку. А я сижу и освежаю душу гордостью и счастьем, что делаю важное дело, по которому приехал к Александру Ивановичу. Но хватит мыслей о себе, я снимаю руку с его руки, осторожно провожу ею по рукаву пиджака Александра Ивановича, добираюсь до головы. Мои пальцы зарываются в мягкие кудри. Голова плавно подвинулась ко мне (чтобы мне было удобнее осмотреть ее). Опускаю руку на грудь, около лацкана. Мещеряков берет мою руку за запястье.
- Александр Иванович, а как Соколянский относился к комплексу? - спрашиваю я.
- Он тоже мечтал о нем. Он даже разработал примерный проект комплекса. Но последние годы он не верил в это дело. Вероятно, устал - у него была трудная жизнь…
- А вы верите в комплекс?
- Да. Но надо очень много хлопотать, - ответил Мещеряков. - Это мечта моей жизни. Мы должны довести дело Соколянского до конца…
Неожиданно Александр Иванович сказал:
- У меня недавно был инфаркт. Жизнь моя была на волоске… Если я умру, надо, чтобы дело с комплексам не заглохло. Я очень надеюсь на вас.
Можно сказать, что Александр Иванович еще за шесть лет до своей смерти оставил на (в моем лице) завещание - добиться комплекса для слепоглухих.
| |