Семья вместо детского дома | ||
Проблема сиротства в России стала в наше время темой модной. Газеты и журналы, телевизионные каналы и интернет-сайты наполнены информацией о разнообразии форм семейного устройства. Тема, безусловно, важная и решать проблему необходимо всем миром. Вот только авторам материалов не всегда удается до конца разобраться в тонкостях проблемы, и тогда появляются публикации, наносящие ощутимый вред нужным и перспективным начинаниям. Так в статье Олега Ростова "Патронатное воспитание", появившейся в газете "Мы сами" №12 (октябрь 2006 г.), полностью извращена идея патронатного устройства детей в семьи.
Прежде всего, патронатное воспитание - не гостевая форма устройства ребенка в семью. Поэтому семьи, которые берут детей только на выходные, нельзя называть патронатными. В идеале кандидаты в патронатные воспитатели не должны приходить в детский дом "просто в гости, пообщаться с детьми и посмотреть, как они живут". В структуре детского дома необходима профессиональная служба, специалисты которой занимаются подбором и подготовкой семей. Сначала проводится информационная встреча, потом идет кропотливая работа с потенциальными мамами и папами. Каждая семья обязана пройти длительный серьезный тренинг, в ходе которого она реально оценит собственные силы и возможности, подготовит себя к решению сложных житейских ситуаций. Специалисты детского дома в ходе индивидуальных бесед, посещений, тестирования должны хорошо познакомиться со всеми членами семьи, помочь им выявить как ресурсы семьи, так и ее слабые стороны, узнать семейные особенности (традиции, уклад, способы выхода из кризисных ситуаций), определить мотивы, по которым взрослые решили взять на воспитание ребенка. Этот длительный подготовительный этап проходит без участия воспитанников детского дома. Не семья выбирает ребенка, ориентируясь на свои пожелания. Суть патронатного воспитания состоит в том, что каждому ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями подбирается семья, которая наилучшим образом может удовлетворить его потребности в развитии. Появление ребенка в патронатной семье фактически формирует эту семью заново. Важно не забывать про принцип психологической совместимости: сумеют ли стороны приспособиться друг к другу? В случае возникновения конфликтной ситуации обе стороны должны идти на компромисс. Господин Ростов взваливает на ребенка всю полноту ответственности за то, что жизнь в новой семье может не сложиться: "Нужно помнить - как бы ни баловали вас в семье, здесь вы гость и вести себя надо соответственно. А иначе члены вашей патронатной семьи могут разочароваться и вернуть обратно в детский дом". Практика показывает, что основная ответственность за семейные неудачи лежит на взрослых членах семьи в силу их большего жизненного опыта, материальной независимости, профессиональной подготовки, психологической зрелости. "Необходимые бытовые и материальные условия" играют при этом второстепенную роль. Главное, чтобы семья была психологически готова к тому, что не сможет сразу всей душой принять своего воспитанника. Понимала, что ребенок любит родных маму с папой и не может их забыть. Была готова работать в команде, потому что ответственность за ребенка разделяется между патронатными родителями и специалистами детского дома. Другими словами патронатные родители берут на себя функции профессиональных воспитателей, которые становятся сотрудниками детского дома и получают за это зарплату. Поэтому фраза "если между взрослым и ребенком возникли симпатии, взрослые приглашают его к себе" звучит, по меньшей мере, легковесно.
Итак, взять ребенка на воспитание - очень серьезный шаг, к которому патронатные воспитатели с помощью специалистов службы по устройству ребенка в семью готовятся долго и тщательно. Параллельно идет работа детских психологов, педагогов, медиков с воспитанниками детского дома. Детям помогают преодолеть психологическую травму, дают возможность успокоиться, подлечиться. С каждым ребенком, независимо от его возраста, идет индивидуальная работа по подготовке к переходу в патронатную семью. Только тогда, когда ребенок готов принять изменения в своей жизни и хочет этого, работники детского дома начинают подбирать ему патронатную семью. При таком подходе невозможно услышать от воспитанника слова, приведенные в интервью Андрея Фролова "Конечно, это здорово!" (газета "Мы сами" №12): "Я не совсем понимала, кто эта тетя, откуда она и что ей от меня надо". При правильной организации работы в 90% случаев, несмотря на объективные трудности взаимного привыкания, ребенок адаптируется в патронатной семье, начинает воспринимать патронатных родителей как близких и дорогих людей. Даже после выхода во взрослую самостоятельную жизнь воспитанник продолжает поддерживать с патронатными мамой и папой теплые родственные отношения. Получив опыт жизни в семье, подростки легче создают собственные семьи.
К сожалению, неудачи случаются. К разрыву отношений нельзя относиться легкомысленно: "Как бы это ни было обидно, постарайтесь не судить о них (патронатных родителях) строго". Каждый такой случай - это трагедия, в которой психологическую травму получают и дети и взрослые. И тем и другим необходима профессиональная помощь. А делать это должны не столько "приятели, которые окружат вниманием и заботой" и дадут понять, что "детский дом - это тоже его дом, его опора, его семья, пусть и не патронатная", сколько психологи, которые, профессионально проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут или восстановить патронатную семью или смягчить последствия расставания.
Ребенок - не черепашка и не птичка. Он не хочет быть игрушкой выходного дня. Ему необходимы долгосрочные и стабильные отношения со взрослыми людьми, необходима уверенность в том, что замещающая семья с пониманием отнесется к его непростой судьбе, поможет преодолеть тяжелый период в жизни, простит некоторые особенности характера. 10-летний опыт работы службы по профессиональному устройству детей в семьи детского дома №19 показывает, что дети действительно хотят жить в семье и чувствовать себя полноценными членами общества. Им важно иметь маму и папу, ходить в обычную школу, самостоятельно совершать покупки, ездить в лифте, приглашать в гости друзей, кататься на велосипеде по лесной тропинке, заниматься с репетиторами, готовить на завтрак любимое блюдо и ходить по улице одному, а не парами и не строем. Патронатная форма устройства позволяет устроить в семью любого ребенка, не зависимо от его возраста и социального статуса. Надо всячески пропагандировать патронат. И тогда в России, как и во многих высокоразвитых странах, не будет никаких сиротских учреждений. Ни детских домов, ни интернатов.
Ольга Трубецкая,
специалист детского дома № 19 г. Москва Ждем ваших откликов по e-mail:
notabene-dia@list.ru Дополнительная информация от NOTABENE.RU
Учредитель газеты "Мы сами": Благотворительный фонд поддержки женщин и детей "Женщины и дети прежде всего". Газета является продолжением программы социальной компетентности "Мы Сами", которую проводит БФ "Женщины и дети прежде всего".
| ||