Профессиональный менеджер НКО - кто он?

13 сентября мы принимали участие в круглом столе, посвященном проблемам профессионализации менеджмента НКО. Общение с коллегами натолкнуло на ряд вопросов. Во-первых, на наш взгляд, стоит определить, кто же он - профессиональный менеджер НКО?
  1. Это лидер общественной организации (скажем, директор), который овладел профессиональными навыками в мастерстве управления ресурсов и работы с финансами?
  2. Или это наемник, который принят на работу, чтобы руководить и управлять (в частности, чтобы "разгрузить" директора НКО от этих функций) или на работу над конкретным проектом (грант-менеджер)?
  3. Или это инициатор проекта, который сам ищет (создает) команду, готовую над проектом работать, финансирование, другие ресурсы (то есть осуществляет полный менеджмент - от разработки идеи до воплощения)?
На наш взгляд, круг людей, занимающихся менеджментом в НКО, настолько многообразен, многофункционален и многомотивирован, что свести их к одному знаменателю очень сложно. Тогда вопрос - как и чему можно учить менеджеров третьего сектора, на какую категорию рассчитано обучение?
Важно также определить критерии профессионализма менеджмента. Только ли это умение грамотно руководить проектом, заказанным донором? Кто определяет эти критерии - бизнес, государство, общество, само профессиональное сообщество третьего сектора? В этом ракурсе закономерен вопрос, высказанный одним из участников круглого стола - возможно ли вообще работать в третьем секторе без специального образования? Можно также уточнить, каков путь приобретения специального образования - сначала человек приходит в НКО и в ходе работы понимает, что ему нужно получить образование, или сначала он получает образование, а потом идет работать в НКО?
Еще один важный вопрос: что является критерием эффективности проекта? Может ли таким критерием служить время существования проекта, его долгосрочность? К примеру, можно ли оценивать как эффективный проект "Московский детский клуб Компьютер", прекративший свое существование на 20 (!) году жизни? Или эффективность проекта определяют его количественные показатели? К примеру, как оценивать итоги трех лет существования одного из текущих проектов по трудоустройству выпускников детских домов: из примерно 300 участников было устроено около 80 - это успех или провал?
Вопросов закономерно больше, чем ответов. Но, на наш взгляд, до сих пор вниманием обучающих организаций был охвачен только один, и небольшой, сегмент третьего сектора, а само это поле нуждается в разных подходах.

Андрей Савельев, Московский детский клуб "Компьютер",
Наталья Степина, Региональная общественная организация поддержки детского и молодежного творчества "Я - человек"


Ждем ваших откликов по e-mail: notabene-dia@list.ru

В качестве не совсем серьезного комментария предлагаем вам познакомиться с:


Круглый стол "Существует ли проблема менеджмента НКО?" был организован Московской школой менеджмента НКО и Форумом доноров.
19 сентября 2006 г. 23:16
Спасибо за приглашение к дискуссии. Мой собственный опыт говорит мне, что в третий сектор человека приводит прежде всего мотивация, жизненный опыт, желание и возможность участвовать в решении волнующих его проблем. Приходит ли он туда уже с профессиональным опытом менеджера, полученным в результате предыдущей деятельности (не встречала много подобных примеров, ну, волонтеры, ну, еще 1-2 человека с опытом перестроечной предпринимательской деятельности, но ведь это тоже любители), с последующей адаптацией к специфике сообщества менее делового и организованного, но более мотивированного, или с осознанием тех пробелов, которые он стремится компенсировать самостоятельно или на подобных курсах - у каждого своя история. Профессиональный менеджер НКО - гармоничный универсал: мотивированный, но не фанатик, творческий, но организованный, системно и последовательно мыслящий и действующий, но не педант, подкованный с точки зрения законодательства и прочих специфических знаний, но с широким и гибким взглядом и подходом. Комплексность задач, стоящих перед обществом в целом и третьим сектором в частности, подразумевает участие разных людей с разными профессиональными и жизненными стратегиями и качествами. При этом вопросы, продиктованные внешними условиями и внутренними проблемами организации, - могут быть схожи. Похоже, профессионализация сообщества - вещь совершенно естественная, закономерная и неизбежная.
Я знаю нескольких людей, которые прошли обучение по курсу "Менеджер НКО" в рамках этой Школы, учрежденной, кстати, "Джойнтом", в прошедшем учебном году, и остались вполне удовлетворены. То был, правда, более углубленный курс, не полгода, а почти год. Возможно, что нынешняя версия, полугодовая - оптимальная. То, что моя подруга, прошедшая обучение по этому курсу, отметила как самое полезное - это общение с коллегами: сходные проблемы несмотря на различие и специфику организаций, да и просто контакты с новыми, но близкими по духу людьми, тоже своего рода сообщество.
Ну, а оценка - понятие настолько относительное, что говорить о ней стоит только в применении к тому, кто её заказывает.
С уважением, Наташа