Можно ли дурачку стать Иванушкой

Всех приемных родителей (да и вообще всех родителей) хочу предупредить, что даже слова тех людей, которым, казалось бы, по должности положено знать и применять законы, надо проверять и перепроверять.
Наш приемный сын учился в школе-интернате для умственно отсталых детей, имел диагноз "легкая умственная отсталость" (раньше это называлось "олигофрения в степени дебильности").
То, что ребенок совершенно здоров и даже не сильно запущен, видно было невооруженным глазом, но "раз доктор сказал в морг - значит в морг", случаев обратного перевода сироты из школы 8-го вида в обычную история, похоже, не знает. Какая злая ирония - коррекционная школа, которая еще никого не скорректировала!
Когда мы приняли решение взять его под опеку и отдать, разумеется, в ближайшую нормальную школу, то "оказалось", что нам нужно обязательно пройти психолого-медико-педагогическую комиссию и снять диагноз, а иначе:
"Вас в школу без этого не возьмут" (это - Московский областной центр социальной и судебной психиатрии, на ул. 8 марта);
"А если возьмут, то у директора будут крупные неприятности" (это - начальница районной опеки);
"И вообще директор вашей школы за это под суд пойдет" (администрация школы-интерната);
"Вот вы его сейчас отдадите, пока еще легко, он поучится года два-три, а потом, в пятом-шестом классе он не сможет тянуть программу и придется его переводить обратно, а это такой стресс. И вообще, это вам только кажется, что он сможет учиться, у нас работают грамотные специалисты, они просто так диагноз не поставят" (это - глава районной ПМПК).
История о том, как именно "грамотные специалисты" тестировали нашего ребенка, заслуживает небольшого лирического отступления. Мы это узнали, когда получили личное дело и восстановили хронологию событий. Итак... В сентябре почти восьмилетнего ребенка любящие, но пьющие родители забыли записать в школу. В январе он попадает в детдом, в первый класс (с середины года). А в апреле его отправляют на комиссию, которая обнаруживает, что ребенок не знает букв, плохо ориентируется в пространстве и, вообще, не освоил программу первого класса. Ну, ясное дело, дебил!
Мне совершенно не хотелось везти на комиссию мальчика, который и без того был сильно напуган предстоящими переменами в жизни, и принуждать его доказывать, что он не дурачок, людям, которым корпоративная солидарность дороже правды. Директор (спасибо ей за это большое) новой школы пошла нам навстречу, и 1-го сентября он начал учиться, но зачислить его в список учащихся она не могла, потому что ей запретило РОНО, которому, в свою очередь, якобы запретил кто-то наверху. В поисках правды я дошла аж до Министерства Образования РФ. Куда именно обращаться, мне подсказал Сергей Колосков, президент Ассоциации "Даун-синдром". Там, в Министерстве, мне внятно объяснили, что все совсем наоборот, ребенка обязаны принять в школу по месту жительства, все диагнозы и выводы ПМПК имеют строго рекомендательный характер. На мою просьбу дать какую-нибудь бумажку специалист засмеялся и сказал, что бумажка называется "Закон Российской Федерации об образовании".
Приведу здесь касающиеся нашего вопроса статьи закона:

"Глава V. Социальные гарантии реализации прав граждан на образование.
Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников…
10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам (теперь вы знаете, почему у нас столько здоровых детей с клеймом УО! - автор).
Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации.
Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей).
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением".

Таким образом, на самом деле вообще не имеет значения, ошибочный у него диагноз или не ошибочный, снимет его комиссия или не снимет! Мое право как законного представителя - отдавать его в любую нравящуюся мне школу.
Ну а дальше все было просто - я пришла в школу, сказала, что пусть ребенка зачисляют, а если кто-то из РОНО или еще более высоко стоящих инстанций будет возражать, то я этого возражающего возьму за руку и отведу в Министерство Образования Российской Федерации за разъяснениями. На этом вопрос был исчерпан.
Читателям, наверное, любопытно, как наш приемный сын справляется с программой обычной школы. Пока еще рано делать выводы, ему очень много нужно догонять, ведь в коррекционной школе за два года проходят только программу обычного 1-го класса, а он пошел в третий, то есть фактически перепрыгнул через второй класс. Но наверстывает он семимильными шагами и прогнозы у нас весьма оптимистичные.
Ольга Куприянова,
приемная мама

Ждем ваших откликов по e-mail: notabene-dia@list.ru


Другие материалы по теме см.:
Первую статью для обсуждения и историю девочки Тони читайте на www.notabene.ru (По социальной лестнице - только вниз? История девочки Тони)
Почему так много сирот имеет диагноз "умственная отсталость"? www.notabene.ru (Посчитаем московских сирот)