Дети постсоветской России

Конец 2000-х ознаменовался в России нарастанием пристального внимания к миру детства. Сегодня дети провозглашены "национальным достоянием страны". Курс на модернизацию, объявленный нынешней властью, также делает ставку на молодых. Растут и ширятся разнообразные управляемые сверху молодежные движения. Государство всерьез озаботилось тем, как вырастить подходящих граждан. Ни одно политическое объединение не может позволить себе обойтись без детских и молодежных проектов. В поле зрения государства попадают даже те категории, которые традиционно считались проблемными и предыдущие 15 лет в лучшем случае получали поддержку негосударственных структур. В 2000-х возникают государственные направления профилактики беспризорности, деинституциализации сирот, инклюзии детей с особыми нуждами, дорогостоящего и высокотехнологичного лечения больных с тяжелыми патологиями.
"Дети - наше будущее" - самый востребованный социальный тренд сегодняшнего дня.
И это представляет разительный контраст с отношением к миру детства в прошлом десятилетии. Время перемен - начиная с конца 80-х, все 90-е, да и начало 2000-х - по сути выбросило детство "за борт современности", не сделав ничего, чтобы защитить детей от социальных потрясений и снабдить их хоть какими-то ориентирами в социальном хаосе. Дети - очевидные аутсайдеры перестроечных и постперестроечных лет.
Нам показалось интересным посмотреть, каких детей вырастила постсоветская Россия за последние 25 лет и как это может отразиться на ее будущем.
Наш взгляд - профессиональный, педагогический. Мы попробовали проследить, как менялись дети в зависимости от общей социальной обстановки, начиная с 1986 г., и как это повлияло на формирование поколений.
Сразу оговорюсь - основная гипотеза не моя. Ряд наблюдений сделан в соавторстве. Соавтор предпочел остаться за кадром, поэтому только могу выразить ему благодарность за идейное руководство.


Основная гипотеза такова: "Если возрастной кризис ребенка совпадает со значительным событием в широком социуме, то это имеет решающее влияние на его жизнь".
Предлагаются два допущения.
1. Важными этапами в становлении личности считаются:
- дошкольное детство (на фундаменте родительской любви или ее отсутствия формируются представления о базовой безопасности/небезопасности, дружественности/враждебности мира в целом, закладываются основы самооценки);
- кризис 6-7 лет (первая социализация ребенка - переход из семьи в школу);
- подростковый кризис, 12-14 лет (период формирования собственной системы ценностей на базе предложенных общественных);
- кризис юношеского самоопределения, 16-19 лет (этап, когда собственные ценности проходят первую проверку реальностью - попытки реализовать свои взгляды в профессиональном образовании, работе, поиске своего круга и т.д.).
2. Предполагаем, что на "выживаемость" человека (его жизненную устойчивость, запас прочности, способность "восставать из пепла", преодолевать жизненные трудности и т.д.) решающее влияние оказывает раннее детство. Чем больше внимания, любви, заботы было у человека в этот период, чем более стабильным, дружественным и т.д. было его окружение, тем выше у человека самооценка, уверенность в безопасности и в своей способности справляться с проблемами.
А на социальную активность (представление о собственной роли в социуме) в большей степени влияет подростковый период и то, какие общественные ценности в тот момент общество могло предъявить подростку.
Сквозь призму основной гипотезы и вышеизложенных допущений посмотрим на поколения постсоветского времени.

Год рождения 1979-1984 (сейчас от 30 лет до 35 года).

Раннее детство пришлось на советское и первое постсоветское время с его традиционным воспитанием - семья, бабушки, сказки на ночь, возможно, детский сад. В основном семейная стабильность - родители работают, бабушки получают пенсию, мир незыблем. Кризис 7 лет - начало перестройки, в том числе и школьной. С одной стороны, появляются новые школы - авторские, частные, больше творчества и инициативы - кому-то достанется и это. С другой - чем дальше в 90-е, тем глубже кризис обычной, районной школы - не хватает учителей, школа теряет кадры, ресурсы, ориентиры. Отсутствует или резко ухудшается качество внешкольной работы и летнего отдыха.
Подростковый кризис падает на 1992-96 гг. - полное ценностное безвременье. Все старые ценности (особенно в начале 90-х) разрушены, если не сказать растоптаны. Мощные антисоветские ("антисовковские") настроения. У этих подростков не было Родины, вместо нее была страна с позорным прошлым. Мощный лозунг "Западное лучше российского". Массовая легализация ценностных ориентиров мира криминала, "верх" и "низ" меняются местами. Первая чеченская война, без ответа на вопрос "За что воюем?".
Потребность в нравственных ориентирах могла быть удовлетворена только в семье или в "своем кругу".
Кризис самоопределения (юношество) для многих выпал на дефолт 1998 г. Преддефолтовские годы - попытка построить российский средний класс с идеологией "Работай ради себя и своей семьи, ни на кого не надеясь". В профессиональной сфере выбор этого поколения - экономические и юридические специальности (особенно менеджмент и маркетинг), набирают популярность профессии психолога, рекламного и PR-агента, дизайнера, специалиста в области компьютерных технологий. Дефолт 1998 разрушил и экономические предпосылки самой идеологии и надежды молодых на возможность ее реализации. Многими овладело желание уехать из страны.

Подытожим. "Выживаемость" в целом у этого поколения неплохая (раннее детство успело пройти до социальных потрясений). Социально пассивны (сыграли свою роль и отсутствие декларируемых общественных ценностей в период подросткового кризиса и слом юношеских намерений), масштабами поколения не мыслят. Ставка на личные отношения, семью, дружбу, свой круг. На общество в широком смысле влиять не готовы, в свою способность изменить что-то в социуме не верят. (В благотворительности опираются скорее на теорию "малых дел", чем на реформирование системы.)
Внутрипоколенческие связи слабы, но сближает все та же общность раннего детства.

Год рождения 1985-88 (сейчас 26-31 лет).

Раннее детство уже попадает на время перемен. Традиционное воспитание начинает подвергаться критике со всех сторон (считается, что в советское время чрезмерную роль играли дисциплина и усвоение социальных норм в ущерб творчеству и самораскрытию). В моду входят разнообразные западные и псевдовосточные идеи воспитания - воспитание свободой, творчествой, раннее сексуальное просвещение, так называемое "японское воспитание" (до 4 лет ребенок может делать все, что хочет). Детей перестают заставлять есть, спать днем и приучать к горшку, зато с ними начинают заниматься йогой, "плавать раньше, чем ходить" и кормить пророщенной пшеницей. Кому-то это идет на пользу, некоторые попадают под закономерные при повальных увлечениях перегибы (пополняя число невротиков).
Начало школы - 1992-95 гг. Для массовой районной школы период очень тяжелый. Острая нехватка учителей, а главное - полное разрушение воспитательной базы (нет ответа на вопрос: кого и зачем мы растим? В каком государстве будет жить выращенный нами гражданин?). Если повезло - отдельные хорошие педагоги (которые бывают во все времена), или учеба в новых только появившихся хороших авторских школах (или частных, домашних и т.д.).
В стране мощный слом всего старого. Время свободы и беспредела, никакой стабильности. Подростковый кризис падает на дефолт, еще раз подкосивший надежды на будущую стабильность.
Никакой внятной системы ценностей, даже отрицательных, общество этому поколению не предложило. Помимо прочего, на глазах у этих подростков происходило дальнейшее обесценивание человеческой жизни: вторая половина 90-х - вторая чеченская война, теракты на юге (захват больницы в Будденовске), взрывы жилых домов в Москве в 1999 и др. Мощный поток насилия и пошлости с экранов ТВ.
Формирование нравственных ориентиров и общественных идеалов для людей этого поколения - всецело их личная заслуга или усилия ближайшего окружения. Время самоопределения - начало 2000-х. Востребованы энергичные, деловые, не склонные к рефлексии. Кому-то удалось встроиться в обойму. Многие ушли в глухую внутреннюю оппозицию, так как поверить риторике власти они не в силах, а противопоставить что-то свое - не готовы.

Это тяжелое поколение. Им как раз ни запаса прочности не досталось,ни хоть каких-нибудь социальных устремлений. Внутрипоколенческие связи отсутствуют. Это одиночки. И искать контакт они будут скорее со старшими или младшими, чем с ровесниками. Многие из тех, кто хотел бы найти осмысленную социальную деятельность, примыкают к протестным движениям, в том числе деструктивным (антииммиграционные, кавказофобские и т.д.). По тем же причинам серьезнее относятся и дольше зависают, приобщившись к молодежным субкультурам. В поисках опоры склонны к крайностям - с головой погружаясь кто в гламур, кто в андеграунд. Многие так и не обрели почвы под ногами, пополняя ряды "отмороженных", "безбашенных".
Но найдя свое поле деятельности, держатся за него упрямо, вообще умеют упорно и много действовать ради того, что представляется им важным.

Год рождения 1989-94 (сейчас от 20 лет до 25 года).

Раннее детство падает на голодные "рыночные" 90-е годы. Родители заняты выживанием, бабушки в шоке. Никаких тебе сказок на ночь (хотя йога и сыроедение остаются в силе). Дети эпохи голых задниц. Такого количества бессмысленной пошлятины и похабщины, от которой негде было спрятаться, в раннем детстве не выпало на долю никакого другого поколения.
Начало школы - вторая половина 90-х. Массовая школа с трудом выбирается из пропасти, зато, чем ближе к 2000-м, тем сильнее разница между престижными школами, гимназиями, лицеями и "обычными" районными. Расслоение начинается с детства, выбор школы начинает определять как социальный слой, так и планируемое будущее ребенка. В начале 2000-х - возрождение внешкольных занятий, летних лагерей, рост числа студий и спортивных секций, появление и расширение детских и молодежных движений.
Подростковый кризис - середина 2000-х. Тучные путинские годы, "Страна встает с колен", "У России великое прошлое и великое будущее", "Всех врагов мы замочим в сортире" - подростки впитывают это как губка.
Время повышения бытового комфорта, "мобилизация" и "компьютеризация" всей страны, в Египет на Рождество - подростки не могут не сравнивать с хорошо памятными им 90-ми. На их глазах за десятилетие Россия сделала качественный скачок, такое не может не произвести впечатление.
Другой сильный фактор - терроризм в 2000-х нарастает, и непонятно, как искать от него защиты или как победить его. Взросление этого поколения проходит по вехам - от "Норд-оста" в 2002 и Беслана в 2004 до взрывов в московском метро в марте 2010.
Время юношеского самоопределения - сейчас (2006-2010). Молодежь очень востребована (особую ценность молодым придает и то, что их мало - демографический провал). От деклараций на самом высоком уровне до реальных молодежных политических проектов - заявлено, что Россия делает ставку на молодых.

Эти молодые готовы. Им есть чем ответить. Они весьма амбициозны, энергичны, готовы действовать - как ради себя, так и ради страны. Пафос путинских 2000-х тут не прошел даром. Они вполне принимают свои поколенческие задачи (вообще не боятся мыслить масштабно), правда, жестко внутри своего кластера (социального среза).
Их слабое место - малый запас прочности и в целом низкий уровень вкуса, убитый ранним детством. Поэтому их слишком легко "развести", втянуть во что угодно, "заманить", запудрить мозги. Внутреннее чутье и способность отличать подлинное от суррогатов у них очень слабенькие. Другая опасность - сформировавшиеся под влиянием массовой культуры ("Зажигай!" и "Забей, не парься!") устойчивые гедонистические установки. Этих молодых можно поднять на волне увлеченности и позитива, но готовность прилагать постоянные усилия (вообще способность "напрягаться") у них низкая.
Собственное видение, собственные задачи это поколение вряд ли в состоянии сформулировать. Поэтому многое зависит от того, кто и на что его поднимет. А подняться они захотят и смогут.

Год рождения 1995-98 (сейчас 16-19 лет).

Раннее детство попадает на более стабильные преддефолтовские годы. Бабушки очухались первыми, и этим детям досталось больше внимания старшего поколения. Можно сказать, что их больше любили и воспитывали.
Начало школы - начало 2000-х. Школу уже выбирают в зависимости от притязаний семьи и социального круга. Так что социальный слой, в котором будет общаться ребенок, обозначается очень рано, и зачастую ребенок практически лишен возможности обзавестись знакомствами за его пределами. В 2000-х расслоение общества в целом усиливается.
Подростковый кризис - сейчас (2009 - ....). Позднепутинская и еще более пышная медведевская риторика: "мобилизация", "Великая Победа", "миссия России - вести за собой человечество к всеобщему счастью" - на этом взрослеют нынешние подростки. Провозглашенный курс на "инновации", которые позволят стремительно вырваться в будущее и наконец разом избавиться от обременительных проблем прошлого, вообще очень импонирует подростковой амбициозности. Они чувствуют себя достаточно технически вооруженными (интернет, мобильная связь, цифровые технологии и т.д. - норма жизни) и "продвинутыми", чтобы стать "людьми будущего".
С другой стороны, терроризм и "внешние угрозы" были фоном жизни у этих детей, и по сути стали восприниматься ими как нечто неизбежное. Им близок пафос "защиты от врагов". Они на стороне тех, кто радует за наведение порядка, избавление от недостатков, реформирование в широком смысле. Сегодняшние декларации власти попадают в десятку для сознания любого подростка, мало-мальски интересующегося жизнью в стране. У этого поколения гораздо больше шансов стать не только социально, но и политически активным. Это медведевское поколение.

В целом, сегодняшние 12-15-летние имеют хороший запас прочности и большие социальные амбиции. Правда, есть опасность, что сформируется слишком высокий уровень доверия к власти, умеющей говорить понятным языком о важных для подростка вещах. Другая опасность - формирование убеждений, что ради великих целей можно поступаться человечностью (эти дети учатся по учебникам с "эффективным менеджером Сталиным" и др.). Удастся ли приобрести достаточный запас критичности и нравственные предпочтения? Жизнь покажет. Возможно, именно это поколение будет в состоянии выработать свое представление о модернизации и главное - о реальных путях ее проведения, отличное от того набора банальностей, которыми нас сегодня кормит власть.

Год рождения 1999-2010 (дети до 15 лет).

Раннее детство и начало школы - 2000-е годы с их плюсами и минусами. С одной стороны, гораздо большая стабильность и повышение общего качества жизни по сравнению с 90-ми, с другой - расслоение общества, ослабление возможности перехода из слоя в слой, терроризм, технические катастрофы, коррумпированность, нарастание авторитарности власти и т.д. У этих детей жизнь во многом определит то, в каком регионе они родились и к какому социальному слою принадлежит их семья.
Другой влиятельный фактор - родители этих детей - те самые 30-летние, которые и сами - люди поссоветского времени. Детям 2000-х, возможно, не доведется увидеть живыми ни ветеранов ВОв, ни узников сталинских лагерей, ни героев социалистического труда. Сохранится ли преемственность времен, историческая память? Трудно сказать. Но зато и идолы прошлого, похоже, будут иметь на них меньшее влияние.
Свою лепту внесет и тот факт, что высокий уровень технического оснащения встречает этих детей уже в колыбели. Цифровой, виртуальный мир, мир гаджетов имеет все шансы оказаться привлекательнее повседневности. Тем более, что виртуальной реальностью так легко управлять даже ребенку.
И еще один весомый фактор будет влиять на жизнь этих детей. В 2000-е годы качественно изменилось отношение к миру детства и государства и общества. Ребенок становится ценной фигурой и для политиков, и для сферы бизнеса, и для общественных движений. Во второй половине 2000-х предпринят ряд реальных политических шагов - внимание к демографической сфере, "материнский капитал", развитие ювенальной юстиции, борьба с "жестоким обращением" и т.д. Воспитание ребенка сегодня перестает быть частным делом семьи, и эти дети будут расти под пристальным оком государства. Какие плоды это принесет? В любом случае эти дети не испытают чувства социальной заброшенности (когда стране не до детей), выпавшей детям 90-х годов.

Подведем итоги.

Конечно, социальное прогнозирование - занятие неблагодарное, но все же попробуем сделать несколько предположений.
Во-первых, думаем, что поднять в едином общественном порыве сегодняшних 30- и 25-летних вряд ли удастся. Слишком много они пропустили через себя социальных потрясений в детстве и подростничестве, что делает для них сомнительным успех любых социальных начинаний.
Здесь неоткуда взяться энтузиазму и социальному драйву. Приоритетами для этих молодых будет семья и ее благополучие, личная карьера, свое дело. Лучшее, что может сделать государство, на наш взгляд, это окончательно "не укатать их в асфальт", создать хоть какие-то условия для экономической и профессиональной стабильности, для спокойного воспитания уже следующего воспитания детей.
А ставку на социальную активность мы бы делали в отношении 20- и 15-летних. У этих и заряд социального драйва, и доля романтизма, и возрастная страсть к обновлению, совпадающая с сегодняшними государственными декларациями. Если в ближайшее время мы не обрушим на их головы очередную социальную катастрофу, то здесь высок потенциал серьезной общественной и политической активности.
Что касается детей 2000-х, то какой-никакой запас прочности у них будет. Чем обернется для них время взросления - середина 2000-х? Что мы им устроим, нашим детям? Это мы тоже увидим очень скоро.

P.S. Предлагаем нынешним 40- и 50-летним, при наличии интереса, проанализировать в рамках предложенной концепции свои детство и юность. Мы же так глубоко погрузились в процесс, что проследили смену поколений чуть ли не до войны 1812 года.
Наталья Степина,
педагог, к.ф.н.
статья опубликована 1 сентября 2010 года
последняя правка 15 января 2014 года

Ждем ваших откликов по e-mail: notabene-dia@list.ru


Другие материалы по теме см.:
"Дети перестройки" готовы вмешаться. Новая Газета № 108, 29.09.2010

Амбициозные и бессмысленные. Эксперт № 3 (882), 13.01.2014

20-29 лет все-таки широкий возрастной диапазон - у нас слишком "быстрая" История - в него укладываютя два не очень похожих типа молодых людей. Да и по социальной страте ограничена выборка айтишниками и офисными работниками, а вот военные, полиция, государственные служащие, учителя, медики… Самый возраст. Им, что тоже создаются условия работы "с шариками"? Интересно автор тоже принадлежит к поколению Y - статья как раз написана с помощью телефона и интернета и для "Эксперта" слабовата.

Савельев А.А.
08 Сен 2010 00:23:05
Спасибо! Текст интересный.
Я бы от себя добавил еще два наблюдения. Те, кому было 15-20 лет в 1990 - 1993 более всего восприимчивы к религиозным ценностям и религиозному поиску. Может быть здесь сыграла роль ситуация "открытия веры", а может быть что-то еще.
Кроме того, "первое поколение" отличается от последних тем, что оно пусть частично но пережило ситуацию переход от одной системы ценностей к другой. Последние два (три?) поколения не видели СССР и не пережили эту "смену ориентиров". Мысль эта в другой формулировке есть, но я бы ее усилил.
А так - спасибо!
Леонид Наумов


06 Сен 2010 23:35:10
Прочитала.
Можно еще в сравнительную таблицу для наглядности свести.
Ольга Кузьмичева