РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОГО И МОЛОДЕЖНОГО ТВОРЧЕСТВА
"Я - ЧЕЛОВЕК"
Круглый стол
"Из детского дома в семью:
общественная поддержка процесса деинституционализации"
Релиз
25 апреля 2008 г. состоялся Круглый стол "Из детского дома в семью: общественная поддержка процесса деинституционализации", организованный РОО "Я - человек".
В Круглом столе участвовали сотрудники государственных учреждений и некоммерческих организаций, работающих в сфере сиротства, специалисты по семейному устройству, социальные педагоги, патронатные воспитатели, журналисты, студенты профильных вузов, а также группа социальных педагогов из г. Крань (республика Словения).
Обсуждались следующие вопросы:
- Перспективы развития института замещающей семьи.
- Возможности семейного устройства детей с особенностями развития.
- Чем помочь кровной семье?
- СМИ о детях-сиротах и деинституционализации.
- Деинституционализация в России в контексте опыта зарубежных стран.
На Круглом столе прозвучали выступления:
- сотрудника Центра патронатного воспитания Ольги Терешиной (о модели патронатного воспитания, а также о принятии нового Закона "Об опеке и попечительстве" и его социальных последствиях);
-
специалистов по семейному устройству Людмилы Петрановской и Татьяны Губиной (о становлении профессионального сообщества специалистов по семейному устройству и перспективах развития системы замещающих семей),
-
патронатного воспитателя Центра патронатного воспитания Натальи Ромо (из опыта воспитания в семье ребенка из коррекционного интерната);
-
учителя-дефектолога Пироговской гимназии Екатерины Цициашвили (из опыта работы по коррекции школьных пробелов у ребенка при переходе из вспомогательной школы в массовую);
-
специалиста Центра патронатного воспитания Татьяны Панюшевой (об устройстве в семьи детей из коррекционных интернатов);
-
сотрудника РОО "Я - человек" Натальи Степиной (из опыта общественной поддержки семей со сложным ребенком);
-
сотрудника Псковской Региональной Общественной Благотворительной Организации "Росток" Лоры Требоск (об опыте семейного устройства детей-инвалидов);
-
специалиста приюта "Марьино" Ольги Евстешиной (о взаимодействии с кровной семьей воспитанников социального приюта);
-
главного редактора АНО "Студио-Диалог", автора радиопрограммы "Адреса милосердия" (Радио России) Анны Белокрыльцевой (об освещении в СМИ темы семейного устройства детей-сирот)
;
-
социальных работников приюта семейного типа в г. Крань республики Словении "VZGOJNI ZAVOD KRANJ" Петры Владимиров, Сташи Ситар, Катьи Ситар, Мойцы Гориул, Андрея Грегорача (о работе с детьми и подростками с эмоциональными и поведенческими проблемами в приютах семейного типа).
В ходе работы были выявлены некоторые ключевые позиции:
- Прошедший Круглый стол ставил своей задачей, скорее, обозначить темы для дискуссии, чем саму дискуссию. Участники отдавали себе отчет, что данная встреча - повод инициировать целый ряд Круглых столов, семинаров, встреч, дискуссий ("вживую" и в интернет-пространстве).
- Процесс деинституционализации (то есть переход детей-сирот из существующих сегодня сиротских учреждений на семейные формы устройства, а также профилактика попадания детей в сиротские учреждения) будет успешным только при поддержке социума в целом. Подход, при котором дети с социальными проблемами живут не в специальных учреждениях, а среди нас, требует не только создания профессиональных служб по сопровождению семей, но и готовности всех общественных институтов (школ, детских садов, поликлиник, оздоровительных лагерей и т.д.) принять сложного ребенка.
- Носителем новых общественных установок должно стать просвещенное большинство (что и формирует общественное мнение). А транслятором новых идей в социум становится профессиональное сообщество. Наша общая задача - чтобы ребенок пришел в дружелюбный социум.
- Мы присутствуем при рождении новой профессии - специалист по семейному устройству.
- Еще одна формирующаяся категория специалистов в этой сфере - профессиональная замещающая семья. Важно определить, какие профессиональные задачи стоят перед такими семьями - тогда станет понятнее, как их подбирать и чему учить.
- Нельзя не выразить глубокую тревогу по поводу принятия нового "Закона об опеке и попечительстве", по сути ликвидирующего патронатное воспитание в России, а следовательно, отбросившего профессиональную работу по устройству ребенка в семью на полтора десятка лет назад. К огромному сожалению, несмотря на усилия профессионального сообщества (в первую очередь, сотрудников первого патронатного учреждения в России - детского дома N 19 г.Москвы), новый закон не утвердил такие важные для профессиональной работы положения, как "уполномоченные службы по устройству в семью", "профессиональное сопровождение семей", исключил возможность солидарной ответственности за ребенка специалистов патронатного учреждения и принимающей семьи. Тем самым, принятие нового закона резко уменьшило шансы попасть в семью сложных детей, детей с особенностями развития, подростков, чье успешное взросление требует профессионального сотрудничества многих специалистов.
- Опыт устройства в семью детей из коррекционных интернатов и особенно детей-инвалидов показывает, насколько важным становится для принимающей семьи возможность получать квалифицированную помощь. Оптимальной формой в этих случаях стало бы как раз патронатное воспитание.
- В работе с кровной семьей важен акцент не на недостатках семьи, а на ее ресурсах. Таким ресурсом может стать сеть социальных контактов семьи (родственники, близкие люди, соседи). Важно, чтобы в работе с такой семьей специалисты опирались на концепцию сотрудничества.
- Важную роль в принятии обществом идей деинституционализации играют СМИ. При освещении темы сиротства журналисты встречают немало трудностей: сложно разобраться во взглядах специалистов человеку непосвященному, детские дома, интернаты, особенно для детей-инвалидов, - это закрытые учреждения, куда трудно попасть, сами журналисты зачастую являются носителями стереотипов либо транслируют стереотипы тех сотрудников учреждений, с которыми они общались. Тема сиротства еще ждет своих грамотных и заинтересованных журналистов.