|
Чет ван Дузер
Морские чудовища на картах Средних веков и эпохи Возрождения
М.: Паулсен, 2017
Рецензию написал:
Антон Нелихов, научный журналист, коллекционер и любитель окаменелостей, автор книги «Древние чудовища России» (Издательство «МИФ», 2017).
"Историк Чет ван Дузер – счастливый человек. Он многие годы изучал чудовищ, нарисованных на старинных картах. Замечательная и завидная работа: искать, откуда художник узнал про рога китов или чешую сирены, где подсмотрел описание рыбокозла и что за дым поднимается из хобота морского слона.
Один из ученых трудов ван Дузера попал в руки популярного издательства и в итоге родилась идея сделать книгу-атлас про морских чудовищ, точнее про их изображения на европейских картах Средних веков и Ренессанса.
Книга состоит из полусотни небольших глав-эссе. Они в основном посвящены эволюции чудовищ и отдельным картам.
В те давние годы карты были двух разновидностей.
Большие красочные Карты мира или Вселенские карты – стилизованные изображения всей планеты, где земля нарисована как единый массив суши, а вокруг нее простирается бескрайний океан. Точности здесь нет, карты отражали религиозные представления, создавались для дидактических целей и увеселения. Это были карты нереального мира. Они бесполезны для изучения географии или для путешествий. Читать полностью...
Некоторые Вселенские карты были громадными, по три метра в длину и ширину, стоили очень дорого и в общем сразу создавались как произведения искусства. Их нередко дарили знати и монархам.
Второй тип карт – навигационные портоланы. Они служили утилитарным задачам судоходства. На них скрупулезно рисовали береговые линии с точным расположенеием приморских городов, а сушу оставляли пустой, без каких-либо указаний и деталей. Чудовищ на обычных порталанах не рисовали. Но были и роскошные, дорогие портоланы, со многими картинками, которые предназначались уже не для капитанов судов, а для коллекционеров. На них много декоративных элементов, в том числе чудовищ, нарисованных для украшения.
Впрочем, на подавляющем большинстве старинных карт морских монстров нет. Их рисовали от случая к случаю, в основном по желанию заказчика. Если заказчик платил за чудовищ – рисовали. Если не платил, художник обходился без монстров.
Первые морские чудовища появились на картах X века. У них, конечно, были предтечи: рисунки бестиариев, античные мозаики, барельефы Вавилона.
Изначальные чудовища карт были вполне стандартными для средневекового искусства. В основном это скучные и невыразительные змеи и сирены, едва процарапанные на окраинах морей. Они едва намечены линиями и выглядят как небрежный набросок. Иногда закрашены каким-то цветом. Как и вся средневековая живопись, рисунки чудовищ тяготели к минимализму и наивному искусству.
Обычно их рисовали в самых удаленных и малоизученных участках океана, на окраинах и на задворках ойкумены.
Средневековые морские чудища часто выглядели гибридами рыб и наземных животных. По средневековым представлениям, каждому зверю на земле соответствует зверь в море. Поэтому в нарисованных волнах плескались самые причудливые химеры: львы с рыбьими хвостами, морские волки, морские собаки, водяные петухи, рыбы-слоны.
Классические морские чудовища, которых все хорошо знают, появились в эпоху Возрождения, на картах XVI века. Их недолгий расцвет и триумф продолжались сто лет.
Морские чудовища Ренессанса стали объемными, избавились от статичностьи. Они принялись охотно гоняться за кораблями и нападать на моряков.
Наиболее эффектные чудовища принадлежали кисти Олафа Магнуса, в 1539 году издавшего морскую карту северных морей. Морских чудищ на его карте столько, что не протолкнуться. Тут и драконы с лошадиными мордами, и змеи с гривой, но чаще всего зубастые громадные ящеры-киты, извергающие из головы сразу по два фонтана воды.
Есть забавная гипотеза, что столь многочисленные чудища, изображенные Магнусом в Норвежском море, были призваны отпугнуть чужеземных моряков и дать преимущества скандинавским рыбакам.
В книге Чета ван Дузера есть и другие занимательные наблюдения. К примеру, многие древние художники-картографы при рисовании чудовищ опирались на самые последние и свежие трактаты об обитателях морских глубин, то есть фактически следили за последним словом "науки".
Но в общем никаких четких тенденций здесь не было. Художники рисовали морских чудищ как угодно. Одни помещали чудищ там, где их якобы видели путешественники, и в рисунках следовали книжным описаниям бестиариев. Другие давали волю фантазии и рисовали как угодно, что угодно и где угодно, сообразуясь скорее с пожеланиями заказчиков, собственным воображением и общей композицией живописной карты.
К началу XVII века морские чудовища почти исчезли с просторов карт. Картографы начали отдавать предпочтение реалистичным обитателям океана: часть чудовищ превратилась в китов, моржей и тюленей, большинство кануло в небытие.
К сожалению, до наших дней дошло немного карт с морскими чудовищами. Старинных карт вообще сохранилось мало, чудовищ тоже рисовали нечасто. Надо полагать, почти все они попали в книгу ван Дузера. В итоге получился настоящий зоопарк морских чудовищ, куда приятно иногда заглянуть вечером. И понять, что на современных картах Google очень не хватает старых добрых монстров."
Написать нам или заказать книги можно по почте:
notabene_book@list.ru
|
|