|
|
Совместная развивающая программа "Как жили наши предки" |
Программа "Как жили наши предки" проводится совместно с Государственным историческим
музеем в рамках соглашения о сотрудничестве между РОО "Я-человек" и Центром содействия семейному воспитанию
"Наш дом". До этого программа в течение 6 лет реализовывалась на базе одной из московских школ-интернатов 8 вида.
Программа включает выездные занятия в Государственном историческом музее 1 раз в месяц и занятия на базе
школы-интерната 1 раз в неделю. Занятия в ГИМе ведет музейный педагог. Занятия в школе-интернате проводят
сотрудники РОО "Я-человек".
В ходе этой программы участники - группа учеников 1-4 классов знакомятся с разными историческими эпохами, вместе
с музейным педагогом совершают путешествие-погружение в прошлое.
Цикл (рассчитан на 2-3 года) начинается со знакомства с музеем, понятиями "памятник" и "история".
Темы занятий разные,
они связаны с определенным историческим временем, например:
- крестьянский быт, 14-15 век, обычаи и традиции русского
народа ("Как гостей на Руси встречали", "В какой одежде ходили прежде", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка",
"Как строили дома на Руси");
- праздники ("Рождество. Святки", "Масленица");
- первобытность ("Жизнь первобытного мальчика");
- ремесла, материалы, труд мастера ("Жили-были кузнецы", "Тетушка глина и ее родственники") и другие.
На занятиях дети и взрослые получают уникальную возможность прикоснуться к истории в прямом смысле этого слова.
Ведь взять в руки старинный горшок, подкову, которую кузнец выковал сотни лет назад, - это целое переживание,
когда предметы - НАСТОЯЩИЕ!
Зачем это нужно?
• Узнавая о прошлом человечества в целом, прошлом своего народа, ребенок присваивает его и как свое прошлое,
свою историю. Это один из способов "укорениться" в этой жизни и в этом мире, ведь с опорой на прошлое строится настоящее и будущее.
Для детей, потерявших семью, часто утративших воспоминания и вещественные доказательства о целых периодах своей личной
истории, такие связи, "мостики" между прошлым и настоящим особенно важны.
Они приводят к пониманию, что я - тоже часть истории, я есть в этом мире, моя жизнь - часть большого процесса.
• Жизнь наших предков во многом строилась по простым и непреложным законам. Например, для того чтобы получить урожай,
нужно было основательно потрудиться. Человек зависел от природы, смены времен года.
Такая логика неочевидна в современной жизни. И далеко не все дети знают, откуда берется на столе хлеб, как попадает
в чашку молоко, сколько труда вложено в предметы, которыми мы пользуемся в каждый день.
Знакомство с процессами, имеющими начало и конец, необходимую последовательность - шаг к тому, чтобы выстраивать
причинно-следственные связи, предполагать последствия действий и уметь их планировать.
• "Путешествуя" в разные эпохи, ребенок через игру приобретает новый опыт, расширяется представление о различных
социальных ролях.
На занятии можно представить себя крестьянином - главой большой семьи или очень уважаемым в деревне человеком - кузнецом, или первобытным охотником, которому нужно добыть еду для себя и своих соплеменников.
• Сама методика преподавания, когда дети смотрят и слушают; повторяют вслух и изображают; записывают и рисуют
в альбомах, - уникальна и развивает не только внимание, память, воображение, но и сложные виды мышления, подключая
разные уровни восприятия и ощущений - слуховые, визуальные тактильные.
• Через знакомство с предметом и способами действия с ним происходит присвоение целых пластов культуры, как
специфически человеческих видов деятельности и накопленного веками опыта. Предмет "говорит" уже своей формой,
материалом, из которого изготовлен, украшениями.
Занятие в стенах Исторического музея, возможность не просто пройти в кабинет школьника, но остановиться в
богато расписанных парадных сенях; полюбоваться залами, каждый из которых отличается внутренним убранством,
цветом, росписями на потолке; походить по экспозиции и побыть среди предметов старины - это целое путешествие,
погружение в особый мир, непохожий на повседневность и обогащающий ее забытыми смыслами.
|
|