ВЕЛИЧКИНА ДУМА
Рубрику ведет Антон Величкин
Март 2004 Нить      Валерия Петрова
Рождение журнала, пожалуй, процесс более болезненный и мучительный, чем рождение ребенка. Дело в том, что в первом случае это священное действо осуществляется минимум десятью творческими личностями, главным редактором, издателями, фальцовщиками, развозчиками-разносчиками… в течение месяца-другого. А вот при рождении ребенка участвуют лишь двое (ну или при помощи акушера-гинеколога) и длится это максимум двое суток. Главной же проблемой при столь специфичных созидательных "родах" является, как ни странно, отсутствие определенной направленности "чада". В случае с ребенком все решается на протяжении семи-десяти, а то и четырнадцати лет, с теснейшей помощью общества, раздающего тумаки и пинки неоперившемуся птенцу. Новорожденному журналу мешкать некогда: послушно лечь в распростертые руки читателя надо с уже четко определенной жизненной, политической и общественной позицией. А иначе как Его Величество Потребитель определит, что именно лежит у него в руках в перевязанном бантом свертке?
Наш журнал создается, в основном, молодежью. Значит, и писать в нем следует о том, что волнует сверстников. Однако и тут есть изюминка: так как получать наш журнал ребята смогут по большему счету по подписке, его концепция должна быть определена так, чтобы наше "чадо" привлекло жителей даже самых отдаленных уголков России. Значит, материалы должны быть до крайней степени универсальны. Из этого следует, что, пожалуй, самой главной функцией столь "географичного" журнала является его "сообщающая способность". Тут, помимо традиционного толкования этого слова, имеется в виду роль журнала как связующего кольца между читателями. Важно, чтобы каждый "молодец" находил на его страницах поддержку (отдушину), оригинальные статьи, и, самое главное - связь с окружающим миром. Связь с людьми со схожими интересами, которых волнуют те же вопросы и проблемы. Только в этом случае возможен большой спрос на наш журнал среди читателей. Никаким другим путем мы не сможем вызвать у них желание активно писать в редакцию и высказать свое мнение по поводу. И без повода.
Но самое приятное - все читатели с помощью нашего журнала смогут получить ответ на свое письмо от сверстника с другого конца России! И прямо (опять-таки!) в нашем журнале. Вот такая милая функция (или концепция, пусть кто как хочет, так и называет) - соединять. Как же быть с именем нашего "чада"? Оно должно быть коротким, оригинальным, запоминающимся. Должно отражать суть, функцию журнала, и в то же время вызывать ряд приятных ассоциаций у читателя.
Предлагаю: НИТЬ.
Короткое? Да.
Запоминающееся? Пожалуй.
Оригинальное? Подобного названия в сфере СМИ не встречала.
Суть отражает? Безусловно: журнал, распространяясь по почте, свяжет невидимой нитью мыслей и чувств все-все уголки России.
Вызывает приятные ассоциации? Снова да: нить связующая, нить Ариадны, нить повествования, шерстяная нить (= тепло и уют домашнего очага), распутанный клубок проблемы…
А какое оформление можно придумать, вы только подумайте! - все названия рубрик будут нарисованы так, словно получились из ниток. Рубрика про животных - играющие с клубками котята, щенки…
Не заканчиваю на этом. Поток мыслей бесконечен.
Декабрь 2002 Моя таинственная любовь      Виктория,
Москва
Я хотела бы найти ответ на многие мои вопросы. И хочу, чтобы вы мне помогли в этом! Дело в том, что я вот уже на протяжении 6 лет люблю молодого человека по имени Максим. Мы постоянно расстаемся из-за девушек. Я очень ревнивая, и видя, как он разговаривает с красивой и умной пассией, начинаю бояться его потерять.
Первый раз мы были вместе 3 года - он ушел к другой. Второй раз полгода - ушел к другой. Мы всегда миримся, и все говорят, что я полная дура, что прощаю ему измены. Но жить без его внимания, поддержки и любви я не могу! Все 6 лет я не изменяла ему. Нас разделяют 60 километров, а чаще видеться невозможно. У меня учеба, у него работа. Живет он во Фрязино.
В данный момент мы снова вместе. Я впервые увидела его серьезным в признании в любви, его слова были не такими, как раньше. Но верить уже трудно. Отношения у нас замечательные, в плане серьезных отношений еще лучше. Но я боюсь, что он опять уйдет. Хотя в этот раз он был более серьезен в словах. Говорит, что знал, что я его приму. Сделав мне предложение, стал доказывать, что ему нравится во мне моя хозяйственность, что я не такая, как все другие девушки и женщины. У него огромное чувство юмора. Он обаятелен. Я мечтаю быть вместе с ним всегда.
Помогите мне, как понять его? Действительно ли он меня любит? Как в этом убедиться? Бросит ли он меня в 4-ый раз? На что он может надеяться? Могу ли я рассчитывать на то, что мы будем вместе? Как мне его проверить: любит или нет?
Июль 2002 Люди и лес      Женя Моисеев
Наверное, каждый человек, который ни разу не ходил в поход, не жил в палатке и не знает, как разжигать костер, думает о том, как можно прожить без электричества, без душа и без дивана с домашним уютом. Однако можно, и причем с огромной пользой для себя, при этом надо всего лишь уметь разжигать костер, не бояться ночи в лесу и желательно уметь ставить палатку.
Так как лес - это составная часть биосферы, то выезды в лес просто необходимы для здоровой жизни человека, потому что человек в лесу практически все время работает, поддерживая костер дровами, которые он сначала отпилил, а затем и расколол, ведь на это дело затрачивается намного больше сил, чем, например дома подмести пол или почистить картошку, хотя и эти дела в лесу иногда тоже приходится делать. Именно в связи с этим человек становится более сильным, в нем просыпается большая работоспособность, при этом он заряжается бодростью, одновременно наслаждаясь прекрасным воздухом, который дарит ему лес. Кроме того, приезжая в лес, человек отдыхает от внешней жизни, от суеты, от работы, от учебы, а заодно и от внешних раздражителей. Поэтому лес - это сочетание приятного с полезным.
Июль 2002 Зачем люди едут в лес?      Евгений Пяткин
Что нас тянет туда, где нет горячей воды, где нет электричества и самые простые повседневные вещи превращаются в проблему?
Наверное, желание окунуться в тот девственный первобытный мир, который когда-то был на земле. Хотя бы чуть-чуть, хотя бы самую малость. Насладиться неспешностью жизни, уйти от городского сумасшествия, надышаться чистым воздухом. Это настоящий отдых от проблем. Здесь они исчезают вместе с дымом костра. В лесу нет одиночества, ты постоянно в движении. Каждому порой стоит хоть ненадолго попасть в лес.
Мы возвращаемся к своим предкам и воссоединяемся с природой, чего нам так обычно не хватает в обычной жизни.
Январь 2002 Эта тема не обсуждается      Анна Никитина
Недавно у нас в школе прошла аттестация знаний учеников - маленький этап лицензиро-вания. Я не хочу акцентировать внимание на общей подготовке школьников и всяких ка-зусах, поскольку это известно практически каждому ученику.
Меня больше взволновала проблема эмоционального состояния учителей: царила атмо-сфера напряжения, временами накаляясь чуть ли не до взрыва. Добавляли "искру" учени-ки, не совсем осознающие суть данного процесса и чем все может обернуться.
Заслуживают ли люди, для которых обучение - это дело всей жизни, работающие на чис-том энтузиазме, дополнительной эмоциональной перегрузки, откладывающей серьезный отпечаток на психике? Для которых и так каждый день - шок от изматывающих учеников. А зарплата?..
Я, конечно, понимаю, что лицензирование - это один из способов контроля над качеством образования. Но в такой ли форме он должен осуществляться? Существуют, на мой взгляд, казусные правила. К примеру: проверка знаний учеников по предмету не должна проводиться в кабинетах, в которых занимаются этим предметом. Это можно понять. Но вот у 10 классов проходит тестовая лабораторная работа по физике. Следовательно, дру-гой кабинет нужно переоборудовать за один вечер. А можно ли провести полноценный опыт по электричеству с 2-3 розетками?
А тесты… Может ли нормальный человек помнить, какая скатерть была столе у Сони Мармеладовой: в красный горошек и синюю полоску или в синий горошек и красную по-лоску.
Конечно, об этом судить не мне, а многочисленному аппарату чиновников.… Просто обидно за нашу систему.
…Интересно, сколько приходится чиновников на одного учителя?
Май 2001 Это возможность высказаться      Анна Никитина
Я хочу рассмотреть вопрос, который, пожалуй, волнует всех школьников, - это система школьного образования. Сейчас, на мой взгляд, молодое поколение рьяно поддерживает тенденцию преобразований, с оглядкой на Запад. А если быть конкретней, то многие стремятся получать только такие знания, которые пригодятся в деятельности, с которой они хотят связать свою жизнь.
У меня на этот счет своя точка зрения. Вероятно, услышав ее, вы скажете: "Мне это не интересно, пусть и учится по своим принципам". Может быть, вы и правы, я не оспариваю, но мне кажется, все надо основательно изучить, привести веские основания и факты, а затем уже и отстаивать свое мнение. Ну вот, я и подошла к изложению моих мыслей. Важнейшей проблемой всех школьников является нежелание учить такие предметы, как химия или биология и т.д. и т.п. (Я не беру тех, кто решил связать с этими науками свою жизнь.) Вы говорите, что это вам не нужно в будущей профессии. Да, поначалу я сама просто стояла с плакатами и яростно доказывала такую точку зрения. Ругала весь мир, идя на очередной зачет по ненавистному предмету. Но, рассматривая этот вопрос с другой стороны (мной овладело желание найти хоть один положительный момент в прискорбной вещи), можно выделить несколько фактов, которые просто затмевают первую позицию с ее убеждениями в том, что такие предметы - это просто лишняя трата времени (которое лучше потратить на подготовку в вуз) или же потеря бесценных нервов при подготовки к очередному семинару или зачету. Да и зачем вообще забивать свою очень дорогую головку лишней, с вашей точки зрения, информацией (ну тогда я вам просто рекомендую забыть, что такое телевидение с развлекательной точки зрения, ваша любимая игра на компьютере...). Итак, вернемся к доказательству моей мысли с неоспоримыми фактами. Вначале самое главное, которое просто должно записаться в вашей голове. ЛИШНИХ ЗНАНИЙ НЕ БЫВАЕТ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Ну а дальше я просто буду перечислять все самое важнейшее: Во-первых, разве плохо быть всесторонне развитым человеком, который может поддержать разговор на любую тему, а еще лучше на любом языке? Да и просто некоторые факты бывают очень интересными и любопытными, порой даже смешными. Во-вторых, все науки взаимосвязаны и, не зная одной, которую вы считали поначалу неважной, можете завязнуть в другой. Простым примером является физика, поскольку, не зная элементарных вещей по химии, вы не сможете подключиться к основам изучения молекулярно-кинетической теории, которая на базе 10 классов рассчитана на знания основ химии, изучаемых в восьмом классе. В-третьих, получаемые знания просто могут оказаться очень важными в повседневной жизни и помогут избежать каких-то экстремальных ситуаций. В-четвертых, конечно же, в нашей стране существуют школы, направленные на профориентацию, но если быть немного внимательным, то можно заметить, что в подобных учебных заведениях просто добавляются дополнительные предметы и делается акцент на особо важных для твоей профессии. В-пятых, такая система образования просуществовала очень долгое время, и, если бы она не была оптимальна для нашей страны в целом, то ее давно бы устранили (это конечно, оптимистическая искорка, никак не связана с консервативными взглядами на жизнь). Просто человечество не привыкло жить так, чтобы его что-то не устраивало. Иначе можно было просто оставаться в пещерах, питаться сырым мясом, носить шкуры убитых животных Мне кажется, если посвятить этим размышлениям чуть больше времени, придет на ум еще сотни и тысячи пунктов "за" (особенно если просидеть над этим лет так эдак 50, а точнее, выбрать профессию философа). Вы можете, конечно, меня не понять, решить, что автор полностью помешан на учебе, это ваши выводы и я не собираюсь их опровергать, да и незачем. Просто у меня возникло желание поделиться личным мнением.
Когда понятно без слов...      Екатерина Оськина
Очень важно, когда человека не просто слушают, а слышат. В суете дел мы часто забываем выслушать друг друга. А у каждого бывает огромное желание высказаться, но нет возможности. Но человек может сказать, не говоря. Как? Сейчас объясню. Если вы были на концерте, но не на том, где играет оркестр, а где пианист, скрипач или гитарист исполняют сольную партию, то, возможно, вы "слышали" этих людей. Ведь через звук инструмента человек может передать все свои эмоции: радость, ненависть, горе, счастье. Представьте, что все люди, находящиеся в зале, слушают одного исполнителя. Вспомните, что приходит в голову во время того, как вы сидите в зале. Мыслей много, но есть такой момент, когда люди начинают понимать то, что человек говорит им со сцены, только не произносит это, а исполняет. Вся задача состоит в том, чтобы поймать этот момент, и вы поймете, что именно вам говорят и с какой целью. А теперь представьте ситуацию, когда мы все, как огромный оркестр, звучим в этом мире. Для сравнения возьмем настоящий оркестр, в котором звучат разные инструменты и в итоге получается мелодия. Иногда все голоса звучат вместе, это называется унисон, но иногда каждый инструмент играет свою партию. И что же здесь главное? Я еще помню от учителя хора в музыкальной школе, что слушать нужно не только себя, но и окружающих, чтобы получалась мелодия и не было разлада. Воркестре это правило является первым, так как неумение слушать своего коллегу приводит к сбоям всего оркестра. Возвращаясь к началу, получится, что всем нам нужно звучать собственным голосом, но и не забывать слушать близких нам людей, тех, кто рядом, кто тоже играет свою личную партию и кто тоже часть оркестра.
Возвращаясь в нашу с вами реальность, мне вспоминается ситуация, когда старшее поколение часто упрекает нас в том, что мы слушаем странную и непонятную музыку. Тут же в памяти "всплывают" свои кумиры, которых они слушали в молодости. И, наверное, вы помните наказы и упреки от своих собственных родителей по этому поводу. Так почему же вы, уважаемые, не хотите понять и принять нас? Ведь в каждой строчке песни слышатся простые и понятные каждому мысли: что любить нужно уметь, так же, как и прощать, что когда один человек уходит, это трудно бывает пережить, что поступки и все действия не проходят бесследно. Вот только звучат эти мысли по-другому. Завершая очередной полет мыслей, хочется сказать: "Не важно, как мы звучим, важно, чтобы нас услышали".
Апрель 2001 Жизнь умирает      Елена Дадонова,
г. Шатура
Природа - живая среда обитания. Какой она была и что с ней стало сейчас? Изо дня в день постоянная нехватка времени, суета и заботы преследуют человека. Никто не хочет остановиться и оглядеться вокруг. А может, люди просто боятся увидеть груды мусора - результат халатного отношения человека к природе? Многое было сказано об этой проблеме, обо многом говорят и сейчас, но до сих пор есть еще люди, отказывающиеся осознавать всю ее серьезность, и, прослушав очередную лекцию о загрязнении окружающей среды, они снова бросают обертки от мороженого ифантики от конфет себе под ноги. Не отрицаю, что все это делается по привычке, от которой очень трудно избавиться. И каждый день миллионы фабрик и зоводов выбрасывают свои промышленные отходы, нередко содержащие вредные вещества, в воду, воздух и почву. Да, природа способна перерабатывать некоторые выбросы, но не в таких больших количествах. Так что, преувеличивая возможности нашей планеты, мы ставим под угрозу свое здоровье и свою жизнь, ведь загрязнение окружающей среды нередко вызывает болезни легких, сердца и даже рак. Так гибнет природа, умирает все живое: исчезают редкие виды растений, вырубаются огромные площади лесных массивов, озоновый слой пестрит дырами, а люди продолжают пить загрязненную воду и задыхаться от выхлопных газов машин и вредных отходов производства. И все это в порядке вещей. Хватит! Пора подумать о своем будущем и о будущем следующих поколений. Мы должны приложить максимум усилий, чтобы избежать экологической катастрофы. А ведь Земля уже стоит на грани смерти. Что будет, если наша планета превратится в пустыню? Где будем жить мы, люди? Да, сейчас человечество уже задумывается над этими проблемами и пытается решать их. Но не слишком ли поздно? Можно ли еще что-то исправить? Ведь на протяжение веков и тысячелетий человек отнимал у природы ее богатства, пользовался ее минеральными ресурсами, а взамен отдавал ей грязь и мусор, губя тем самым нашу планету. И если бы мы, люди, только смогли услышать голос Земли, голос живой, да, именно живой природы, до наших ушей наверняка бы донеслись мольбы о помощи, стоны и плач. А теперь закройте на минуту глаза и представьте себе, что будет, если человек будет продолжать наносить ей вред и причинять страдания, заботясь только о себе. Представили? Страшно!
Там, где мы нужны      Елена Дадонова,
г. Шатура
Как найти свое место в жизни? Этот вопрос волнует многих, начиная уже с подросткового возраста. Именно в этот период мы начинаем взрослую жизнь и задумываемся над серьезными проблемами. Конечно, для нас важно добиться своей цели: получить образование, достойную работу, зарабатывать достаточно денег, иметь хорошую семью и надежных друзей. В конце концов, у каждого человека должна быть цель, поэтому невозможно закончить этот ряд. И вот, вступая во взрослую жизнь, мы начинаем постоянно что-то искать, пробовать себя в новых ролях. Конечно, экспериментировать нужно, не спорю, но делать это нужно очень осторожно и не слишком часто. Наконец, люди, злоупотребляющие этим, могут показаться окружающим легкомысленными. Нужно постараться как можно быстрее выбрать цель в жизни и идти к ней, преодолевая все преграды и не теряя ни секунды. Некоторые пытаются идти напролом, сметая на своем пути все и всех. Таким людям нет дела до того, кто стоит у них на дороге: будь то близкий человек или же просто незнакомец. Они не щадят никого. Но ведь люди не роботы, и рано или поздно чувства дадут о себе знать, и тогда их путь может закончиться весьма плачевно. Нет, я не говорю, что нужно вежливо пропускать всех вперед. Наоборот, нельзя допускать, чтобы тебя обгоняли или пытались помешать тебе, но не стоит забывать и о друзьях и родных. И нужно не забывать еще об одном очень важном правиле: тише едешь, дальше будешь. Конечно, это ни в коем случае не должно останавливать вас, напротив, это должно придавать больше сил, давать возможность передышки. Но в любом случае тактику выбирать вам. И, добившись одной цели, нельзя успокаиваться, нужно ставить перед собой новые задачи, ведь, согласитесь, без цели наша жизнь не имеет никакого смысла. Мы должны оставить что-то после себя. Нельзя допустить, чтобы наша жизнь была пустым листом, на котором вы ничего не написали, не оставили своего следа, послания своим потомкам. Ну а найдете ли вы свое место в жизни, будет зависеть только от вас самих. И, пожалуй, в течение жизни очень трудно утверждать, что вы нашли его. По-моему, только перед смертью человек может уверенно сказать, зря ли прожита его жизнь и смог ли он найти свое место в ней. И если вы будете уверены, что жили не зря, то этозначит, что вы действительно выполнили эту нелегкую миссию. А пока, давайте жить и быть там, где нас любят и ждут, а главное там, где мы нужны.
Что день грядущий им готовит       Виктория Плохих
Январь. "К середине февраля боевые действия в Чечне будут прекращены", - оповещают нас все СМИ, заселяя в человеческие души надежду. Даже если в это мало верилось, шанс оставался. Но нет, уже апрель, а ситуация в Чечне не изменилась. Конец марта. В парламенте РФ кардинальные изменения. Обсуждаются ущемленные права людей, живущих в Чечне. Странно, почему так рано? Люди испуганы, уже кажется, что ничто не вернет им спокойную жизнь. Не то что о правах, в Чечне уже и про существование людей забыли. Когда нация почти истреблена, мы говорим о ее правах. "Я не люблю русских детей потому, что они вырастают и начинают убивать других людей!" - слышится голос шестилетнего ребенка с экрана телевизора (НТВ). Для чеченских детей русские ассоциируются со смертью. Еще для одной нации Россия стала врагом по своей же воле. Если эти дети останутся в живых, через несколько лет будут рассказывать своим детям легенды про страшную нацию русских, которые убили их родителей не моргнув глазом. Мне стыдно смотреть в глаза чеченских детей даже с экрана телевизора, потому что я лишь один раз испытывала страх за жизнь, когда недалеко от моего района взорвался дом, убив сотни людей. Только тогда я почувствовала цену жизни. Дети, находящиеся под грозным прицелом безжалостных пуль, каждый день думают о своей смерти. "А вдруг я завтра не проснусь?" - приходила ли вам в голову такая мысль в пять лет? Чувство страха - самое долгое из всех чувств, чувство долга - самое непостоянное. Давайте поменяем их местами, чтобы хоть чем-то помочь детям, которым снится смерть.
Ноябрь 2000 Ну и молодежь...      Лена З.
Письмо, которое вы сейчас прочитаете, недавно пришло на наш сайт. Думаем, что вопросы, которые задает наш читатель, волнуют не только его. Ждем и от вас размышлений о том, что представляет собой сегодняшняя молодежь. Свои письма присылайте по адресу: pk@child.ru.
Хочу на странице вашего сайта порассуждать немного о молодежи, коими вы являетесь.
Я сама тоже отношусь к данной категории людей, но, к моему сожалению, с некоторого времени стала как-то презрительно или даже с негодованием говорить о "молодежи".
Для начала определюсь в понятии. Молодежь в нашей стране - это человек, не достигший 30 лет, после 30 лет вы уже переходите в другую категорию (забавное распределение, научное).
Но это формальность, и до недавнего времени я думала, что всегда в душе буду молодой, несмотря на мой возраст. Но у меня возникла проблема. Что считается "молодой душой": умение понимать молодежь, принимать их образ жизни, моду, взгляды, ценности? Или, наоборот, сохранять свое "молодое состояние", пронести его по жизни, передавая своим детям нравственные, человеческие ценности, которые могут не совпадать со временем, в котором они живут? Вот дилемма-то.
Честно сказать, я все чаще и чаще уподобляюсь бабушкам, говоря: "Ну и молодежь, а вот у нас было лучше, честнее и т.д.". Мне бывает стыдно и даже обидно за себя, ведь разница возрастная невелика, а уже такие рассуждения.
По совести, на самом деле сегодняшнее поколение отличается от нашего только перестановкой ценностей. К сожалению, материальное благополучие захватило страну как чума, люди начали зарабатывать деньги, большая зарплата - это как проходной билет в жизнь. Одна моя подруга как-то рассказала, что ее ребята (она работает с подростками) при выборе - заниматься делом или идти на дискотеку - выбрали последнее. Они говорили: "Извините, но мы не можем завтра, у нас дискотека". Я сначала даже ей не поверила, но, увы, реальность такова, то есть получается, что развлечение - это какая-то глобальная смысловая работа, которую и отложить нельзя.
А еще важная вещь. Я часто езжу в метро, иногда не читаю, а наблюдаю за людьми. Знаете, что я заметила: молодежь читает "лотковые" книги (Воронин, Дашкова, Степанова и т.д.). Дело в том, что мне становится немного страшно, объясню: получается, что герои, на которых хочется быть похожим, это боевики, вамп-женщины, киллер (убийца). А куда делись "Три мушкетера", "Триумфальная Арка", "451 по Фаренгейту" и много других произведений? Нет, конечно же, встречаются серьезные произведения в руках молодых людей, но, по моим наблюдениям, крайне редко.
Я думаю, что жизнь все равно имеет равновесие: глупость - ум, доброта - злость, щедрость - жадность. Так и среди молодежи встречаются различные люди.
У меня растет дочь, я хочу, чтобы она росла в мире гармонии, доброты и честности. Я ее так воспитываю, и со страхом думаю, в какой мир она пойдет, выживет, помогут ей мои правила и жизненные ценности, основанные на доброте, любви, уважении другого человека, или все бессмысленно.
Вот такие вопросы мучают меня. Пишите, буду ждать и с удовольствием отвечу.
"Вот и все, что останется после меня..."      Катя Оськина
Опять что-то заставляет меня садиться за стол, доставать из ящика исписанную мною же тетрадь и начинать собирать мысли в своей голове. В ней же полный ужас от того, что в будни не находишь свободной минутки, а в выходные не знаешь, чем заняться. И не оттого, что нечем, а потому что одолевает жуткая лень, она словно накрывает тебя с головой и из-под этого покрывала трудно вылезти наружу. А между тем время идет и не просто идет, а летит.
Я все чаще стала задумываться о том, как мало этого времени отведено нам. И это никак не связано с судьбой или Богом. На самом деле этого времени много, если посчитать в годах, месяцах, неделях, сутках, часах, секундах, вот только мы используем лишь малую долю этого времени. Почему? На этот вопрос я не отвечу, как не отвечу на вопрос: почему некоторые за свою недолгую жизнь могут сделать больше того, кто прожил на свете гораздо дольше? Достаточно вспомнить нескольких великих людей, чтобы убедиться в этом:
Только не думайте, что это призыв: "Все за работу!!!" Нет, я хотела сказать лишь одно: что бы вы ни делали, чем бы ни занимались в этом городе, в этой стране, на этой планете, задумайтесь над фразой, ставшей заголовком, правда, принадлежит она не мне, а Юрию Шевчуку, который, по-видимому, тоже над этим задумывается.
Сентябрь 2000 Интернат и я      Ирина Афанасьева
В начале сентября 2000 года я первый раз ездила в интернат. Не могу сказать, что боялась до дрожи в коленках, но нервы пошаливали еще за день до того: ведь дети могли меня не принять и не понять. Однако вместе с тем меня влек и интерес: какие они? Чем мы все-таки отличаемся? А может они, дети, живущие в интернате, такие же, как мы?
И вот я увидела их, пообщалась, мы поиграли, повеселились и даже побаловались. Этого, как ни странно, хватило, чтобы найти ответы на мои вопросы.
Все дети, с которыми я общалась, очень разные. С некоторыми легко найти общий язык, "открыть" их, а некоторые настолько замкнуты, закрыты в себе, что иногда появляется мысль, будто они никогда не захотят поговорить, даже о мелочах. Все ребята словно планеты в космосе, все отличаются, находятся на своей орбите и все же составляют одно целое.
Дети из интерната отличаются от нас, выросших в семье, жаждой жизни, способностью стоять за себя до последнего. У них больше шансов выжить в этом сложном мире.
Когда я приехала домой, никак не могла не думать о родителях, бросивших их. Ведь мать носила под сердцем своего малыша, неразрывно существовала с ним 9 месяцев, они связаны навсегда. И я не верю, что спустя даже 30 лет можно забыть об этом, и думаю, что нет женщины, которая ни разу не жалела о своем поступке.
Общаясь с ребятами из интерната, учишься терпению и пониманию, начинаешь осознавать свою роль в жизни и отчасти находишь ответ на вечный вопрос: для чего я живу?



Для чего и кому нужен альманах "Я - ЧЕЛОВЕК"     
и зачем я делаю этот журнал     

"Я - человек" - альманах воспитанников детских     
домов и интернатов, существует с 1991 года     
Галина Береснева
Я отвечаю на эти вопросы так. Собственно говоря, этот журнал нужен мне. Нужен для того, чтобы попытаться понять тех детей, которые живут в домах-интернатах и с кем мне предстоит еще познакомиться. Нужен для того, чтобы у меня как можно ярче нарисовалась картинка их жизни. Да, для меня журнал очень важен. К сожалению, в наши дни подростки из семей мало интересуются такими людьми, как дети из интернатов. Я не хочу сказать, что все подростки как один запали на супермодные журналы, просто возможности читать такие журналы, как "Я - человек" у них и нет.
Почему-то и многие взрослые люди о таких местах, как интернаты, не помнят. А ведь дети, живущие в них, были и, к сожалению, есть.
Подумаешь о том, как живут эти дети, не по себе становится.
Насколько чувствительны и ранимы эти люди, сколько печали в их глазах, и всегда, смотря на них, возникает вопрос: почему судьба распорядилась так, что они вынуждены жить в домах-интернатах?
Альманах "Я - человек" должен существовать, его читают во многих интернатах. Создавая этот журнал, мы непосредственно обращаемся к этим детям, пытаясь объединиться с ними, войти к ним в доверие. Мы хотим сказать им о том, что они нам небезразличны.
У меня не исчезает надежда на то, что со временем таких мест, как интернаты, станет меньше.
Я уверена, что альманах "Я - человек" нужен всем. Может тогда и мир вокруг нас станет мягче
Света Николаева
Конечно, нужен, и всем без исключения. Это уникальная возможность понять чужую жизнь, душу, проблемы, прочитать мнения подростков о своей жизни. Есть люди, которые совсем не интересуются жизнью других, думают только о себе, им особенно нужен этот журнал. А дети из интернатов могут высказать свое мнение по любому вопросу, который их интересует, ведь это их право!
Пока существуют проблемы молодежи, в том числе и в интернатах, должен существовать этот альманах. К сожалению, проблемы не иссякнут, но всегда, при любых обстоятельствах должен быть верный друг - и журнал "Я - человек" готов стать им и придти на помощь.
Сентябрь 2000 "Вы интернатовские, ну тогда с вами все ясно..."      Катя Оськина
Когда мы слышим слова "дети из интерната", в голове у каждого рождаются разные мысли. Для кого-то это несчастные дети, которых нужно жалеть и проливать слезы, кто-то считает, что это дети с другой планеты, с непонятным прошлым и странным настоящим, кто-то вообще не думает об этом и проходит детские дома и интернаты стороной, кто-то убежден в том, что это малолетние преступники и никому не нужная часть общества.
...Помню, это был второй или третий день посещения интерната, я с увлечением рассказывала моей близкой подруге о том, как здорово нас встретили там, как мне удалось найти общий язык с некоторыми ребятами, как не хотелось покидать их. Я так увлеклась, что не заметила отвлеченного взгляда моей подруги. "Да о чем с ними можно разговаривать?" - с надменным видом спросила она. В этот момент я поняла, что мой рассказ ей просто был не интересен.
"О чем вообще можно разговаривать с этими недоумками, они же только и думают о том, где бы что своровать, кого бы избить, где напиться до чертиков?.." А оказалось все совсем по-другому, и мы убедились, что те дурацкие версии, которые многие взрослые и подростки любят распространять о том, чего сами толком не знают, действительно не имеют под собой никаких оснований и фактов. Я специально спросила у Гриши, как к нему относятся, узнав, что он из интерната. И удивляться мне не пришлось, так как я услышала в ответ то, чего и ожидала. "А, вы интернатовские, ну тогда с вами все ясно", - с этой фразой люди очень часто отворачиваются от этих детей.
Да, они отличаются от нас, хотя бы тем, что не живут с родителями, но это не значит, что с потерей семьи они утратили возможность понимать то, что делают, осознавать, обдумывать свои поступки, наконец, чувствовать все происходящее. И если ребенок, на первый взгляд угловатый и необщительный, наглый и непослушный, вдруг заводит с вами разговор - это и означает, что ничего еще не утрачено, что где-то там внутри спрятано самое дорогое и искреннее - душа ребенка, а чтобы открыть двери этой души нужно откинуть все страхи.
Я говорю это не оттого, что пытаюсь разубедить многих из вас. Нет, просто хочется сказать: прежде, чем что-то отстаивать, утверждать и убеждать в этом других, попробуйте сами оказаться в том "страшном" месте, которого так боитесь вы и которым так часто пугаете своих детей. Возможно, оно окажется не таким уж неприятным, хотя все зависит от вас самих...

Июль 2000 Я - доброволец      Света Николаева
Меня зовут Света. 30 июля мне исполнилось 15 лет. За это время я хоть что-то поняла о мире, в котором живу, успешно закончила 9 классов и перешла в 10-ый в своей школе № 427 Южного округа г. Москвы. И к тому же еще успела получить свидетельство о том, что прошла обучение в 1999-2000 гг. в студии молодежной журналистики по специальности: журналист молодежного издания. Мои родители самые обыкновенные. Мама - бухгалтер, а папа - военнослужащий. С 25 декабря 1999 г. в моей жизни появился новый интерес, открылись новые возможности реализовать себя. Я узнала о существовании такой организации, как "Ушер-Форум". Она помогает людям с серьезными нарушениями слуха и зрения. С начала я не имела никакого представления о том, чем занимается этот "Ушер-Форум". Но, съездив 25 декабря на клуб общения, я поняла, что это такое. К тому же в этот день наша студия устроила там фотоателье. Можно было сфотографироваться в образе доброго дракончика-2000 или прекрасной царевны с красивой короной на голове. Забавные конкурсы и смешные сценки поднимали настроение всем присутствующим. Мне очень захотелось узнать всех поближе и помочь тем, что в моих силах, а ведь этим людям, действительно, нужна помощь, с ними надо общаться на равных и понимать их, поэтому с 25 декабря 1999 г. я не пропускаю ни одного мероприятия, связанного с клубом общения слепоглухих людей. Это происходит один раз в две недели, иногда чаще. Моя работа заключается в том, чтобы переводить на дактиле глухому человеку нужную информацию, например на семинаре, и еще я просто общаюсь с ними. Дактиль я знала еще до того, как познакомилась с организацией "Ушер-Форум", потому что жена моего брата Ирина работает преподавателем в школе для глухих и слабослышаших детей. Мне тогда было интересно,как общаются такие люди, и я выучила дактиль просто так, на всякий случай, я тогда и подумать не могла, что он мне когда-то пригодится. Руководит клубом общения Саломатина Ирина Владимировна, она организовывает сбор, а так же чай с угощениями. Нужно сказать ей большое спасибо за ее нелегкий труд и внимание ко всем. Эта работа дает мне духовное удовлетворение, ведь его не заменят никакие материальные блага. Я очень люблю это делать, и, когда уезжаю оттуда, я чувствую себя другим человеком, потому что, зная, что сегодня я хоть капельку помогла какому-нибудь человеку, я ощущаю себя востребованной. И мне неважно, что думают об этом мои родные и знакомые. Если бы даже они были против, то это нисколько не повлияло на мою деятельность в этой организации, потому что я хочу этим заниматься, и никто мне не помешает. К счастью, они относятся к тому, что я - доброволец, положительно, всячески поддерживают и радуются за меня. Но к глубокому сожалению, добровольная деятельность в нашей стране плохо пропагандируется, поэтому нужно как можно интенсивней ее стимулировать, чтобы привлечь к этому как можно больше людей и тогда нуждающимся в помощи будет легче жить, они будут чувствовать, что не оторваны от мира и что кто-то может им помочь. Это обязательно поймут и оценят, главное - все делать с душой, иначе ничего не получится.
Май
2000
Последняя буква алфавита      Катя Оськина
Только в жизни она играет не последнюю роль! Так сложилось, что некоторые люди любят показывать всем свое "Я": а другие прячутся за их спины. Выражаясь проще, мир делится на лидеров и подчиненных этим лидерам. В любом коллективе, независимо отколичества участников, есть те, которые ведут за собой, и те, кого ведут. Причем последние могут настолько "увязнуть" в идеях лидеров, что уже не способны будут рассуждать по-своему, а значит не могут иметь своей точки зрения. Так, в отношениях двух людей может произойти переворот, когда под давлением лидера подчиненный превращается в объект не умеющий действовать самостоятельно. Из двух разных, по-своему интересных личностей возникают оригинал, то есть сильнейший, и его тусклая копия.
Некоторые называют такие отношения дружбой! Я с этим не согласна. Важно понять, что, с кем бы ты ни общался, кого бы ни называл другом, никогда не стоит забывать о собственных мыслях, взглядах, ощущениях. Иначе можно превратиться в героиню чеховской "Душечки", которая на протяжении всей своей жизни не смогла найти то самое "Я", а вместо этого принимала мысли тех, кто находился с ней рядом.