|
 |
В Москве уже второй раз прошли Международные состязания роботов. 15 февраля 17 команд собрались в лицее №1550. Часть команд приехали сюда из Санкт-Петербурга и Зеленограда.
|
Всего было четыре вида основных состязаний и необязательное - творческое состязание. В творческих состязаниях зрители выбирали победителя - голосовали за понравившийся проект.
 |
В основной категории - четыре вида состязаний. Три из них - это разновидные трассы: лестница, по которой робот должен двигаться вверх, траектория, где робот по линии едет к финишу, и поле для шагающих роботов.
|  |
 |
Поле-то само по себе ровное, с нанесёнными поперёк движения линиями, но робот должен именно шагать - не катиться на гусеницах или колёсах, а именно переставлять части себя и так двигаться. Всё это происходит на время. Например, на траектории для точности измерения используются лазерные лучи. Один на старте, другой на финише, они связаны в одну систему.
|
Другое состязание показалось мне отличающимся от тех трёх - называется баскетбол. Из названия уже понятно, что тут роботу ещё и мячик дают. Робот должен доехать до зоны броска, закинуть оранжевый шарик для пинг-понга в кольцо и вернуться к хозяину. На весь баскетбол даётся минута, чем больше попаданий за это время - тем лучше для команды. Пожалуй, большая часть представленных роботов напоминала катапульты, но был и робот, который выталкивал шарик из "дула". Здорово смотреть на этих необычных "существ": они основаны на одних принципах, но такие разные в исполнении.
|
 |
Каждый робот действует по программе, составленной его создателями. Разные роботы для разных состязаний, все они собраны из деталей LEGO, а мозгом им служит LEGO-микрокомпьютер RCX. Программа для робота загружается в него через инфрокрасный порт. И тогда, после нажатия кнопки, он как будто оживает - действует по программе в соответствии с показаниями сенсоров - например, датчиков освещённости, которые используются на "траектории". |
 |
Они сравнивают количество отражённого от поверхности света, а программа знает что делать, если стало темнее или светлее (это если датчик перешёл из с темного на светлое или наоборот). Роботостроители говорят, что собрать некоторых роботов недолго, но потом написать программу и протестировать его, отладить, бывает намного дольше.
 |
Алексей Львович Семёнов, один из организаторов, подчеркнул важность того, что робот собирается не по какой-нибудь заранее определённой схеме, а творчески. |
Конечно, не как угодно: ставится цель - что этот робот должен уметь, какие есть возможности этого достичь... Есть сходства в решении некоторых проблем, но особенно интересны оригинальные и простые штуки: среди шагающих были сложные роботы, довольно большие (но не больше ограничения - ширина 30, длина 50 см...), а шустрее большинства оказался маленький робот, чуть больше компьютерной мыши. Во всех состязаниях есть ограничение максимального размера, баскетбольный робот не должен быть длиннее 40 см, вместе со всеми лапами; робот, восходящий по лестнице, не должен превышать по ширине 30 см, по высоте 11 и по длине 30 сантиметром, учитывая, что каждая ступенька высотой три сантиметра. А на "траектории" просто стоит тоннель высотой 13 см и шириной 20.
  |
Так он
идёт вверх |
Вообще все роботы предварительно проходят проверку, и только тогда получают допуск к соревнованиям. Если в роботе что-то не так, возможен штраф 10 секунд на соревновании. Между первым и вторым этапами можно было доработать какие-нибудь мелочи, например... поставить колёса поперёк движения. Для чего? А чтобы сцепление было лучше с поверхностью. Так вот стоят на столах готовые роботы - походишь, посмотришь... замечаешь мелочь, вроде бы, задумываешься - тогда становится понятно, для чего это или от чего.

|
Участники (от 8 до 16 лет)
тратят много времени на создание этих машин. Из простых деталей воедино собирается нечто, чего никогда не было. В творческих проектах даже не сразу понятно, что это...
Но когда всё включают, становится ясно и хочется смотреть, пока не сядут встроенные вместе с микрокомпьютером аккумуляторы.
Комбайн для уборки крупного урожая, подъёмный кран на канате, танцующие роботы и город будущего, с монорельсовой кольцевой дорогой, с реагирующим на этот вагончик лифтом, наземным транспортом и работающим от света аттракционом-колесом...
|
Всего так не описать, только описанием поделиться...
После двух раундов победителями стали участники команды "Интеграл", так что им теперь в ноябре ехать в Сингапур на чемпионат, где будет множество других роботов-соперников.
Желаем удачи на соревнованиях!
А лучше запрограммированного успеха, оригинальных идей, решений!
|
|