РЕПОРТАЖИ

02 марта 2002 Круглый cтол

"Ребенок вне семьи в общественном сознании сегодняшней России"



14:00
   Детское 
 Информационное 
 Агенство 
Начинается сбор.
Идет регистрация...
Потихоньку подтягиваются участники Круглого стола, заполняют анкеты, задают вопросы, знакомятся, общаются.
14:30
 
Круглый стол начал свою работу.
Присутствуют:
   • Магид Зоя Ильинична - председатель комиссии по детству Комитета территориального самоуправления (Чертаново-Западное)
   • Бухман Елена Вадимовна, Власова Елена Владимировна, Зобова Наталья Михайловна, Никифорова Галина Михайловна - представители Детского дома № 19 Центрального Округа г.Москвы, развивающего систему патронатного воспитания
   • Иванова Жанна Евгеньевна - доцент кафедры прикладной социологии МГСУ
   • Волгина Татьяна Гербертовна - воспитатель приемной семьи в Движении "Добро без границ"
   • Быхов Алексей Иванович - Семейный детский дом
   • Журналисты "Радио России", "Литературной Газеты", газеты "1 сентября"
   • И много других интересных людей
14:30
 
Директор по проектам Московского детского Клуба "Компьютер" Евгений Самуилович Вишневский приветствует Участников сегодняшнего Круглого стола:
"Я думаю, что подобные встречи станут регулярными. Во всяком случае, Детский клуб "Компьютер" всегда рад видеть вас в своих стенах. Очень радует уже тот факт, что на наше приглашение откликнулось так много людей. Я думаю, что, благодаря присутствию здесь журналистов, на наши мнения, на наше беспокойство откликнутся средства массовой информации и, в конечном счете, правительство".

Андрей Андреевич Савельев, директор РОО "Я - Человек":
"Мы многим разослали письмо с информацией о Круглом столе и приглашением на него. Но это не все. Мы будем оперативно, практически в режиме on-line выставлять в Интернете информацию о ходе Круглого стола, чтобы к нам могли подключиться коллеги из других мест."




Наталья Александровна Степина:
"Здравствуйте! Мы собрали сегодня этот круглый стол. Зачем? Нам хотелось, чтобы, приступая к решению проблем, о которых у нас здесь идет речь, общество понимало конкретные пути их решения. У нас очень сильные опасения, что на этих проблемах будут спекулировать. Мы собрали здесь много опытных специалистов, здесь есть представители СМИ. Важно, чтобы журналисты, освещая эту тему, хорошо понимали сущность проблем, о которых идет речь.
Наша встреча посвящена вопросам формирования общественного мнения. Хочу отметить два момента, которые мне кажутся ключевыми.
Общество собирается возвращать детей к нормальной жизни. А что такое норма? Мне кажется, понятие нормы должно включать реабилитацию ребенка в социальных правах - в праве на семью, на получение образования, на медицинское обслуживание, на будущее. Общество и государство должны обеспечить условия для осуществления этих прав.
Сегодня мы услышим много вариантов того, как помочь ребенку без семьи. Нужно, чтобы присутствующие поняли, что включает в себя понятие нормы.
Второй момент - общественное мнение.
Большинство относится к детям без семьи, как к потенциальной угрозе для "нормальных" людей. Эта тема к тому же раздувается СМИ.
А для развития патроната необходимо, чтобы люди были готовы принять таких детей в семьи, не боясь их.
Мы должны отдавать себе отчет в том, что, какой образ детей из интернатов мы создадим, такими и будет воспринимать их общество.
О любой проблеме можно писать с разных позиций. Пока мы не будем давать людям правильных установок относительно детей без семей, которым мы хотим помочь, никто не изменит своего отношения к ним как к социально опасному элементу. Дети, какими бы они ни были, - часть нашей жизни.
Мы готовы предоставить информационное поле для продвижения идей, которые способствовали бы помощи детям".
15:00
 
Елена Зорина-Кинклер:
"Стереотипное мнение общества о детях живущих в детских домах - это жалость или страх.
Цитата из книги АСИ "Иные родители. Иная семья.", статья проректора Университета Российской Академии образования, Галина Семья, член Координационного совета Минобразования РФ по ФЦП "Дети -сироты": "Дети, которые попадают в печальную "сиротскую" статистику - это дети с серьезными проблемами здоровья, отягощенные алкогольной и наркотической наследственностью, негативным опытом проживания в собственных семьях, асоциальным поведением. Они педагогически запущены, у них нарушена психика, а диагнозы "аутизм", "задержка психического развития", "олигофрения в степени дебильности" не так уж и редки".
Статистика из той же книги: 10% выпускников кончают жизнь самоубийством, 60% "уходят в криминал и практически все молодые люди, выходящие из детского дома в самостоятельную жизнь, душевно нездоровы". Непонятно, откуда такие цифры, а последняя фраза вообще предполагает, что психиатрические клиники просто переполнены выпускниками сиротских учреждений.
СМИ пишет о таких цифрах, позволяет себе такие высказывания, а вопрос, кто несет ответственность за то, что многие жители России прочитают эти слова и сделают выводы, при которых детям из сиротских учреждений просто будет затруднена социальная адаптация.
Ведь не дается же статистика по домашним детям, у которых проблем не меньше и диагнозы тоже не менее легкие. Я говорю о том, что все дети равны перед болезнью, горем и проблемами. А еще, как нам кажется, что писать о такой проблеме надо более объективно, не только о проблемах, но и о решении таких проблем".

15:20
 
Бухман Елена Вадимовна, Детский дом №19 (патронатное воспитание), служба по устройству ребенка в семью:
"Для меня лично понятие нормы - семья. Наш Детский дом №19 был создан, чтобы обеспечить право ребенка на семью.
Патронатные семьи - это один из путей решения проблемы. Дети, попадая в патронатную семью, меняются в лучшую сторону. Наша организация занимается сопровождением таких семей, их поддержкой. До того как ребенок будет принят в семью, с родителями проводятся тренинги, их готовят к тому, что в их семье появится новый ребенок. В дальнейшем мы занимаемся решением проблем, возникающих внутри семьи, помогаем адаптироваться ребенку к семье, а семье к ребенку".
15:40
 
Власова Елена Владимировна, Детский Дом №19: "Социальный работник - очень сложная работа. Зарубежный опыт показывает, что необходимо работать с родными семьями. Мы работали над изменениями закона об усыновлении, патронате по г. Москве. И после принятия данного закона появился механизм признания ребенка нуждающимся в защите правительства.
Очень часто даже у специальных органов опеки нет реальной информации о жизни ребенка в семье.
Начинать работу надо с родителей, как в патронатных, так и в кровных семьях. Опыт показывает, что эта работа реальна и у ребенка появляется возможность жить в приемлемых условиях.
Легче работать с теми родителями, которые все-таки смогли бросить пить."

Вопрос: Преодолевают ли родительские чувства тягу к алкоголю?
Ответ: "Нет, это не всегда так. Проблем много, и с первыми мы сталкиваемся при диагностике семьи. Непросто добиться изменения сознания. Необходимы и материальные затраты. К сожалению, пока случаи успеха единичны."
16:00
 
Участники Круглого стола обсуждают проблемы обучения детей, живущих в патронатных семьях.
Очень часто из патронатных семей в младшие классы идут уже "переростки" (например, дети 11 лет в 3 класс). Бывали случаи, когда 12-летние дети развитием еле тянули на 6 лет. Это отдельная проблема, которая требует специального решения.
16:30
 
Иванова Ж.Е.: "Дети - государственная ценность. Не надо отделять одних детей от других, нужно собрать их и работать со всеми сразу. Дети - золото.
Надо хорошо знать и контролировать людей, которые будут воспитывать, и присматривать за детьми. Было очень много воспитателей с серьезными психологическими проблемами.
Также наблюдается очень серьезное положение со стереотипами общества, с клеймом, который появляется на трудных детях.
Дети - это ценность. Во время войны, детям в блокадном Ленинграда устраивали елки, давали кусок хлеба, хотя в то время это было трудно сделать. А сейчас мы не можем сделать так, чтобы не было детей на улице".

Степина Н.А.:"Я думаю, стоит подвести итог первой части Круглого стола. Прозвучало много разных мнений, как исправить нынешнее положение с детьми, оказавшимися на улице. Мы должны знать, как действовать с ребенком, попавшим в беду."
Магид З.И.: ".: "Но ведь иногда даже милиция не знает, как поступать в случаях, когда им приводят ребенка с улицы."
Степина Н.А.: : "Нельзя отдавать приоритет в этих вопросах только государству, должен быть и контроль общества. Не все зависит от государства!"
17:40
 
Степина Н.А.: "Мы сейчас говорили о реальных примерах воспитания детей-сирот. Это замечательно, но важно понять, что за всеми примерами и цифрами статистики стоят живые дети. Хотелось бы, чтобы именно живой ребенок был критерием государства при решении любых проблем в этой области, в области воспитания детей-сирот, их жизнеустройства. Должны быть созданы условия, чтобы ребенок чувствовал себя частью семьи, если это патронатное воспитание.
Но надо трезво смотреть на вещи и понимать, что большая часть детей находится в сиротских учреждениях. Было бы важно в нынешней ситуации развивать все формы жизнеустройства ребенка. Ведь мы еще долгое время не уйдем от интернатов, по крайней мере в ближайшие годы.
Важно продвигать идею открытости школ-интернатов и общества для детей из этих школ. Но сейчас очень мало организаций, которые занимаются проблемой интеграции детей из школ-интернатов и домашних детей".

Магид З.И.: "Хотелось бы сказать вам спасибо за то, что вы делали все эти 12 лет и делаете сейчас. Вы не только теоретики, но и практики. Замечательно, что вы занимаетесь проблемами интеграции. У меня к вам просьба, чтобы вы были инициаторами конференции в г. Москве, на которой присутствовали бы представители, занимающиеся проблемами детей. Темой этой конференции, я думаю, стоит поставить вопрос "Патронатное воспитание детей", чтобы люди узнали об этом как можно больше и поняли, в чем суть этого способа жизнеустройства детей.
Степина Н.А.: "Мы будем продолжать организацию Круглых столов и конференций по проблемам детства, продвигая идеи гуманного, поддерживающего отношения к ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Только объединив наши усилия, мы сможем помочь таким детям".
18:10
 
Официальная часть Круглого стола закончена.
Участники продолжают общаться, обмениваться мнениями.