РЕПОРТАЖИ

Февраль 2002 Любимый город в фотографиях      Катерина Оськина
Когда в Московском Детском Клубе "Компьютер" возникла идея создать фотовыставку "Мой город", посвященную Москве, я задумалась над тем, что будет в моих работах: улицы столицы, ее жители, дома. В итоге преобладала архитектура. Оказавшись в Московском Доме Фотографии, где проходили итоги конкурса "Серебряная камера 2001" на лучший фоторепортаж о Москве, я осознала, как мало увидела в своем городе.
Итак, начнем экскурсию. Если сразу после получения билета направиться вперед, попадаешь в мир Евгения Кондакова и его "Ночную смену третьего кольца". Фотограф наблюдал за работой и отдыхом тех, кто строит наши дороги. Лица, движения людей, их реакция на фотокамеру создают ощущения присутствия. Будто это ты стоишь и смотришь в глаза рабочим, и они отвечают тебе улыбкой.
Не только люди, но и улицы передают свое настроение. Илья Кейтельгиссер находит ракурсы, в которых это видно. Часто замечаю, что фотография делается с возвышенности, или со спуска улицы. Оказывается, в черно-белом цвете они смотрятся по-другому, есть ощущение старины.
Сергей Гитман смог найти настроение в деталях. Мне понравилась фотография, где полукруглый мост отражается в воде. Очень художественно, воспринимается, как нарисованная картина. Другой фотограф, Семен Файбисович, улавливает симметрию в окружающих предметах, точнее в лампах московского метро.
Кстати, многие авторы не обошли эту тему. Например, Сергей Николаев в проекте "М" делал снимки людей, едущих в вагоне. Его героями стали люди разных возрастов, пола и положения. Кто-то напряженно смотрит, кто-то не замечает наблюдателя, поэтому ведет себя свободно, кто-то просто спит.
Тему молодежи, ее отдыха и повседневной жизни раскрывают фотографии Владимира Мишукова под названием "Любовное проявление". Некоторые любят целоваться на улице, некоторые поправляют макияж на автобусной остановке. Особо запомнился снимок, опять же в метро. Коротко стриженная девушка смотрит на фотографа, а за ее спиной проезжает поезд. Эффектно и красиво.
Валерий Щеколдин тоже решил обратиться к теме молодых, фотографии получили название "Юность Москвы". Только здесь, кроме поцелуев, есть и обыденность нашей жизни: сигарета или бутылка пива в руках прекрасных барышень и молодых людей. Лишний раз посмотреть на себя со стороны еще никому не помешало. Удивительный взгляд на город у Татьяны Антошиной. Серия называется "Почему люди не летают?" Это своеобразное проявление эмоций. Чего стоит только бабулька, идущая вприпрыжку с собачкой на поводке. Владимира Воронова и Наталью Вороницину объединяет не только созвучие фамилий, но и умение видеть в невзрачном необычное. На фотографиях дома Москвы, закрытые на реставрацию зелеными материями. И мало кто найдет что-то в подобных картинах, а они сумели.
Дэнис Легбетгер представил свои снимки таким способом: сделав узкие прямоугольные паспорту (картонные рамки), он отразил главное. Все сосредоточено на конкретных деталях: дереве, дороге, улице. Один фотограф снимал только голубятни. Это Игнат Данильцев по-своему смотрит на город. А Юлия Трунина любит искать стены с "узорами" под названием граффити.
Последним ярким впечатлением стали для меня "Москвичи" Андрея Матвеева. Это портреты двух мальчишек и девочки. Ясные глаза и лица, освещенные солнцем, напоминают о хорошем, и хочется верить в лучшее. Можно еще говорить и говорить, но мне не хочется терять читателей из-за длинного репортажа. Тем более что на выставку еще можно успеть. Лично я вышла из залов с улыбкой на всем лице. И еще долго потом "несла" ее по улицам города, то радуя, то раздражая проходящих мимо. Как мне кажется, я поняла главное. Каждый видит мир по-своему и порой, замкнувшись в проблемах, мы не хотим замечать что-то другое. Эта выставка дала возможность оглядеться и увидеть, что есть черное и белое, цветное и монотонное. От такого обилия впечатлений получаешь прекрасный заряд бодрости, свежих мыслей и взгляда.
P.S. Хочу поделиться своей радостью с другими. Поэтому сообщаю адрес Московского Дома Фотографии: ул. Остоженка, дом 18. Поторопитесь, выставка работает до 15 февраля 2002 г.