РЕПОРТАЖИ

Июнь 2000 Фотобиеннале-2000     
в Центральном Доме Художника     
Катя Оськина
Начнем с небольшого зала на 2-м этаже, где представлены фотографии Саши Алехова. Название выставки "Не для туристов". Почему такое название? Да потому, что вряд ли кто-то из туристов станет рассматривать надписи на стенах домов Рима, вряд ли специально направится в старинные московские дворики со всеми "прелестями", присущими им. А фотограф с удовольствием запечатляет эти мрачные, на первый взгляд, сюжеты и находит в них что-то свое, необъяснимое и непонятное для туристов. Серия фотографий того же автора "Оглядываясь на звук" вызывает улыбку. Достаточно вспомнить "Помидоры". Похоже, кто-то забрался на табуретку около стола, где лежат красные помидоры, и решил запечатлеть это, только вместе с овощами фотограф взял в кадр свои тапочки. Может, случайно, а может и нет, но все равно - забавно.
Поднимаясь выше, попадаешь в зал и понимаешь, что до этого был лишь маленький сюжет того, что можно здесь разглядеть.
Следующие экспозиции: "Петербург, 1903. Грани столетий", "Россия созидающая", "Коронация Николая II" - посвящены истории нашего государства. Ведь все, что мы видели здесь - настоящие исторические фотодокументы. Это и Невский проспект 1880-х годов неизвестного автора, и Дворцовая набережная К.К.Буллы, и строительство мостов, плотин, отраженное в фотографиях Н.А.Демчинского. Наконец, коронация. Торжественный въезд Государя Императора в Москву в мае 1896 г., народное гуляние на ходынском поле в фотографиях Л.Л.Коносевича.
Отличный кадр фотографа К.К.Буллы "Коляска П.А.Столыпина после взрыва". Это уникальный документ, подтверждающий покушение на Столыпина 12 августа 1906 г. Вот как представлена эта коляска: открытая дверь еле-еле держится на корпусе, переднюю и заднюю части коляски разорвало от мощного взрыва, единственное, что не пострадало, - это колеса, которые все так же прочно продолжают держать обломки. Картина впечатляющая, не правда ли?
Следующие серии фотографий резко контрастируют с предыдущими, ведь перед нами кадры сегодняшних дней. Первая экспозиция названа "Молодежь встречает III тысячелетие" . Здесь французские фотографы Лоран Ван де Шток, Вероник Эллена, Мартина Локателли запечатлели жизнь подростков: за игрой в карты, в общении с друзьями, во взаимоотношениях с любимыми. У каждого свои чувства, переживания, эмоции. Но отвлечемся: я увидела фотографию Бернара Деспреза под названием "Разная морковка". Видимо, собирая урожай, кто-то случайно обнаружил странную, смешную морковь и нашел, что в этом что-то есть. Действительно, она необычная: зигзагообразная, сросшаяся, белая или просто крючком. Весь этот набор смотрится очень эффектно на черном фоне. (Кстати, если вы заметили, я уже 2-й раз обращаюсь к овощам. Странновато это!!!)
По-моему, стоит обратить внимание на проект под названием "Самый счастливый день моей юности", который представил Бернар Фокон. Почему проект - да потому что другим словом это не назовешь. Будучи художником, а затем фотографом, Фокон отошел от традиций и занялся изучением новых аспектов фотографии. За последние 20 лет он провел акции в разных странах Азии, Африки, Америки и Европы. Прошла эта акция и в Москве 15 апреля в ЦПКиО им. Горького с участием 100 молодых людей в возрасте от 15 до 17 лет. Просто каждого из них снабдили одноразовым фотоаппаратом и предложили сделать фотографию на тему "Самый счастливый день моей юности". Запечатляли веселые рожицы, смешные лица друзей, кто-то, видимо особо стеснительный, закрыл свою физиономию огромным черным шаром, некоторые проявляли особую художественную тактику - фотографировали свое отражение в луже. Сам Фокон сказал следующее: "У нас было ощущение, что все они уже давно занимаются фотографией и что фотография была придумана не во Франции, а в России".
Довольно симпатичными были проекты журналов "Домовой" и "Антураж".
Меня же заинтересовал проект издания "L'Officiel". В глаза тут же бросился кадр: фон - черное полотно, а на нем разбросаны красные жгучие перчики. На переднем плане девушка, лицо направлено в сторону, она стоит в черном платье, на котором изображены перцы. Опять тянет на овощи, но не стоит думать, что вся выставка состояла из них, просто они меня поразили своей яркостью и неординарностью.
В итоге, сравнивая фотографии нашего времени и прошлых лет, понимаешь, что взгляд на все окружающее преображается за счет новых идей, красок, технологий. И это радует, так как мы не стоим на месте, а постоянно двигаемся, открывая новые двери к удивительному и меняющемуся миру.