РЕПОРТАЖИ

Март 2004 Ученья свет     
Учебная литература на VII национальной     
книжной выставке "Книги России"     
глазами московского школьника
     
Владимир Козловский, гимназия 1521
Придя на ярмарку "Книги России", которая проходила с 10 по 15 марта 2004 г. на ВВЦ и о которой я узнал из "Книжного обозрения" за 9 марта 2004 года, я первым делом поинтересовался, что полезного может там найти для себя школьник. И был приятно удивлен, увидев, как много издательств готовы предложить юному читателю литературу не только развлекательную, но и учебную. В самом центре выставочного зала, рядом с эстрадой, где по случаю "Дня детской литературы" шла непрерывная шоу-программа, большую территорию занимал состоящий из многих стеллажей стенд издательства "Просвещения". Приятно отметить, что доступ к стеллажам был совершенно свободным, любую книгу позволялось взять в руки и даже полистать. Это не значит, что консультантов не было совсем: они давали необходимые пояснения и предлагали красочные проспекты и каталоги по всем отраслям знаний. Продукция "Просвещения", в основном, школьные учебники, по которым большинство москвичей и учится. Но есть также книги по психологии, произведения, расширяющие общий историко-культурный кругозор и представления об окружающей среде и средствах ее защиты. Книги, выставленные на стеллажах, оформлены красиво, но строго, принадлежат перу авторов проверенных, одобрены министерством образования. Их приятно брать в руки - они, словно добрые старые знакомые: надежные и предсказуемые в общении.
А вот у стенда молодого издательства "Вентана Граф" я испытал совсем другие чувства. В год своего юбилея (им как раз исполнилось 10 лет) издатели выставили учебники, главным образом, экспериментальные. Они специализируются на выпуске учебных пособий для средней и старшей школы. За годы работы были удостоены многих премий, в том числе - Премии Президента России. Девиз издательства: "Время собирать знания". Стенд расположен в уютной нише с полками вдоль всех стен. На свободном пространстве элегантные белые столики со стульями. Приветливые консультанты готовы ответить на любые вопросы, предложить для просмотра свою продукцию. Эти учебники, для меня непривычные, полистать бы-ло очень любопытно, тем более что оформлены они с большим вкусом. Центр выпускает также тематические учебно-методические комплекты. Часть из них состоит только из учебников, другие объединяют детскую развивающую литературу, литературу для педагогов и родителей. Каталог издательства очень эффектен, оформлен в изысканной графической манере и представляет продукцию издательства в самом выгодном свете. Среди прочей продукции - очень популярные у современных школьников "Рабочие тетради".
Эти, последние занимают ведущее место на стенде издательского дома "Генжер". Их вид более привычен для московских школьников. Наряду с рабочими тетрадями, это издательство широко представило тематические "Книги для учащихся" и "Книги для учителей". Все три вида изданий составляют единый комплект.
Много интересной литературы, имеющей непосредственное отношение к учебному процессу, обнаружил я на стенде известного издательства "АСТ". Учебников как таковых там не было, зато были всевозможные справочники, атласы, словари. Красивые, компактные, богатые информацией. Особое место среди продукции издательства занимает обучающая компьютерная литература, которая в последнее время, фактически, может быть приравнена к учебникам. Внимание привлекают и еще некоторые стенды с учебной литературой. Например, стенд издательства "Мнемозина". Там выставлено множество разного типа учебников, методических пособий и книг для внеклассного чтения по всем дисциплинам.
Издательство "Учитель-АСТ" и Волгограда представляет нестандартные учебники и "Книги для учителей". На стенде издательства полиграфического комплекса "ОАО Московские учебники и картография" было много красочной полиграфической продукции: карты, атласы, книги по истории отечества. Однако к двум этим последним стендам непосредственно посетителей не подпускали: смотреть надо было издали, "руками не трогать", да и консультанты приветливостью не отличались.
Такое изобилие учебников у школьника (во всяком случае, у меня) вызвало некоторое смятение. Многие понравились, показались в чем-то лучше и интереснее привычных. И в то же время "свои, родные" стали по-новому дороги.