Лекция Павла Уварова «Как заклинило колесо Фортуны, или Латинский Запад после Тысячного года»
23 ноября (четверг) 2023 года в 19:00
Как мы поняли, Запад относился к числу так называемых «защищенных зон» Старого Света, где усложнение социальной жизни и политическая фрагментация не приводили к опустошительным завоеваниям. Латинский Запад не стоял перед выбором: либо создание сильного государства, либо завоевание номадами. Сильная империя не требовалась для выживания социума, и потому блокировать социальное развитие общества и технический прогресс было некому. Таково внешнее объяснение. Но что же именно произошло в Европе после Тысячного года? Историки спорят о природе изменений. Одни называют их «феодальной революцией» или «феодальной мутацией», другие с этим не согласны, утверждая, что уже в предшествующую Каролингскую эпоху были рождены те институты, идеи и образы, которым суждено было пережить династию и задать определенный вектор развития. Главное, что империей и ее распадом был запущен механизм самоорганизации западного общества. После Тысячного года Запад сначала медленно, а потом все быстрее начинает свое поступательное развитие. Территория Западной Европы оказывается охваченной сетью первичных стабильных ячеек – приходов, деревенских общин, сеньорий, замков. Начинается длительный период демографического роста. Однако обретение форм всеми основными институтами средневекового общества (от рыцарства с его замками, геральдикой и рыцарской литературой до городских коммун, торгового права и цеховых объединений) стало возможным лишь в XII в., чему способствовало создание особого интеллектуального инструментария, позволяющего описать и помыслить мир в новых категориях. Этот процесс неразрывно был связан с формированием новой социальной среды – средневековых городских интеллектуалов. При этом трудно не увидеть взаимосвязь между новым освоением пространства, начавшимся после Тысячного года и укреплением евхаристического культа. Ведь евхаристия проводилась не в полях и в лесах, как призывали еретики, но только в освященных церквах, со строгим соблюдением обряда. Храмы были выключены из обычного, профанного, пространства и в то же время господствовали над ним, организовывая Христианский мир в его в приходы и общины. Евхаристия была соборным действом, приносимая на алтаре жертва предназначалась не только для прихожан, но и для всей Ecclesia — общины христиан, живых и мертвых. В целом же за два-три века, прошедшие после Тысячного года общественные институты на Западе оформились и окрепли еще до того, как набрали полную силу структуры государственной власти. Это можно считать историческим везением Запада. И этому везению Запад был обязан «роскоши феодализма».
План курса:
«Ойкумена Средневековья и Латинский Запад» (16.11.2023)
Как заклинило колесо Фортуны, или Латинский Запад после Тысячного года (23.11.2023)
Средневековое общество Западной Европы : факторы стабильности и факторы роста (30.11.2023).
Рождение средневековой корпорации крупным планом: Парижский университет (7.12.2023)
Лектор: Павел Юрьевич Уваров, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН, специалист в области западноевропейской истории Средних веков и раннего Нового времени.
Лекция пройдет по адресу: Москва, ст. метро «Павелецкая», ул. Дубининская, д. 20, стр. 1 (Научно-популярная библиотека «Научка»).
По всем вопросам относительно курса обращайтесь по телефону +74950889281 или по почте arhe.msk@gmail.com (при записи на курс укажите ФИО и название курса).